Такт, в музыке это:

(tatto — ит., tactum — лат. от tangere — бить) — в музыке прием, благодаря которому графическое изображение пьесы получает полную ясность и легкость для чтения. Количество музыкальных звуков (нот), распределенных на нотоносце горизонтально, делится вертикальными чертами. Ноты, заключенные между двумя такими чертами, составляют Т., а черты называются тактовыми. Сумма длительности нот одного Т. должна, по общему правилу, быть равна сумме длительности другого; но бывают и случаи неравенства длительности тактов. Размер длительности, придаваемый такту, бывает различен: в две целых ноты, в две половинных, в две четверти, три половинных, три четверти и т. д. Размер этот или счет обозначается так наз. предстоящими знаками в первом такте пьесы, преимущественно цифрами в виде дроби, в которой числитель обозначает количество частей в такте, а знаменатель — их длительность. Знак Т. ставится вслед за обозначением тональности в ключе. Одним и тем же предстоящим знаком пользуются в пьесе, пока Т. имеют тот же размер. С переменою размера среди пьесы меняют и предстоящий знак, ставя перед ним двойную тактовую черту. Размер связан с ритмом, дающим акцент на первой ноте Т., а также среди Т. (в сложном размере). Размеры бывают: простой и сложный. В простом размере акцент ставится на первой ноте Т. и называется сильным временем, или тезисом (обозначается так: —). Остальные части Т. называются слабым временем — арзис (обозначается так: ). Простой размер, или Т., бывает двухдольный:
трехдольный:
трехдольный:
Сложный размер состоит из соединения нескольких тактов простого размера в один Т., причем сохраняются акценты (тезисы) всех соединенных Т. Первый акцент в сложном Т. получает преобладающее значение и называется сильным временем; остальные имеют второстепенное значение и называются бывшими сильными временами. Сложный размер или Т. бывает: а) Двухдольный:
Сложный размер состоит из соединения нескольких тактов простого размера в один Т., причем сохраняются акценты (тезисы) всех соединенных Т. Первый акцент в сложном Т. получает преобладающее значение и называется сильным временем; остальные имеют второстепенное значение и называются бывшими сильными временами. Сложный размер или Т. бывает: а) Двухдольный:
б) Трехдольный:
б) Трехдольный:
Эти такты не следует смешивать со сложными тактами в 2/4, 3/2, 8/4, состоящими из трех тактов (в две ноты каждый) и имеющими акценты на 1-й 3-й и 5-й нотах (см. далее).
Эти такты не следует смешивать со сложными тактами в 2/4, 3/2, 8/4, состоящими из трех тактов (в две ноты каждый) и имеющими акценты на 1-й 3-й и 5-й нотах (см. далее).
Встречаются так называемые неправильные сложные Т., составленные из неодинаковых по величине тактов. Таковы, например, пятидольный Т., состоящий из соединения трехдольного и двухдольного тактов в один Т.: 3/4 + 2/4 = 5/4 (акценты на первой и четвертой четвертях) или из двухдольного и трехдольного 2/4 + 3/4 = 5/4 (акценты на первой и третьей четвертях); семидольный Т., состоящий из 4/4 + 3/4 =7/4 с акцентами на первой, третьей и пятой четвертях или, наоборот, из 3/4 + 4/4 = 7/4 с акцентами на первой, четвертой и шестой четвертях. Нередко пьеса начинается не полным тактом, а какой-нибудь его частью. Такой неполный такт называется «затактом».
Если в Т. простом или сложном обозначенные в ключе предстоящим знаком части Т. распадаются на более мелкие деления, сумма длительности которых равняется длительности обозначенных частей в предстоящем знаке, то эти мелкие нотные деления должны быть расположены по группам, из которых каждая по длительности равнялась бы одной из частей, обозначенных в предстоящем знаке. Значит, в Т. может быть столько групп, сколько частей в предстоящем знаке. Такой прием называется группировкой Т. Паузы, заменяющие собою местами ноты, подчиняются тем же условиям группировки.
Если в Т. простом или сложном обозначенные в ключе предстоящим знаком части Т. распадаются на более мелкие деления, сумма длительности которых равняется длительности обозначенных частей в предстоящем знаке, то эти мелкие нотные деления должны быть расположены по группам, из которых каждая по длительности равнялась бы одной из частей, обозначенных в предстоящем знаке. Значит, в Т. может быть столько групп, сколько частей в предстоящем знаке. Такой прием называется группировкой Т. Паузы, заменяющие собою местами ноты, подчиняются тем же условиям группировки.
Т. при исполнении должны иметь равную продолжительность в зависимости от обозначения темпа. Меняется темп — меняется и продолжительность Т. Играть в Т. — значит точно выполнять длительность каждой ноты Т. Для точного соблюдения Т. исполнителями у дирижеров существуют условные взмахи правой рукой, указывающие на размеры двухдольный, трехдольный и сложные. О тактомере или тактономе — приборе, обозначающем скорость движения частей Т., — см. Метроном.
Т. при исполнении должны иметь равную продолжительность в зависимости от обозначения темпа. Меняется темп — меняется и продолжительность Т. Играть в Т. — значит точно выполнять длительность каждой ноты Т. Для точного соблюдения Т. исполнителями у дирижеров существуют условные взмахи правой рукой, указывающие на размеры двухдольный, трехдольный и сложные. О тактомере или тактономе — приборе, обозначающем скорость движения частей Т., — см. Метроном.
Н. Соловьев.

Continue Reading

Пекулий это:

(peculium) — в древнем Риме имущество подвластных домохозяину лиц, выделенное им в свободное пользование или, позднее, дошедшее к ним иными путями и противополагаемое имуществу других подвластных. Будучи на первых порах простым фактическим выделом некоторой части отцовского имущества (в древности — скота, откуда и название) в управление подвластного, не имевшего по отношению к нему никакого права (юридически П. считался собственностью домохозяина), П. постепенно получает и юридическое значение. Преторский эдикт возлагает на домохозяина ответственность за юридические сделки подвластного, совершенные в пределах П., независимо от того, совершены ли они с согласия (в этом случае имела место и раньше actio quod jussu) или без согласия домохозяина. Позднее в имуществе подвластного сына стали отличать П., дошедший от отца (так называемый peculium profecticium), от имущества сына, добытого собственной деятельностью на военной или гражданской службе; добытое на военной службе называлось peculium castrense, добытое на гражданской — peculium quasi-castrense. При Августе детям дозволено было составление завещания на р. castrense; при следующих императорах этот П. обратился мало-помалу во вполне свободное собственное имущество сына. Константин, уравняв р. castrense с р. quasi-castrense, ввел новый вид имущества подвластных (так называемый peculium adventicium regulare) — имущество, дошедшее детям от матери, считавшееся их собственностью и подлежавшее лишь пользованию и управлению отца. Юстиниан разрешил третьим лицам дарить и завещать имущество в полную собственность детей, устраняя права пользования и управления отца (так называемый р. adventicium irregulare). П. сделался, таким образом, формой, в которую отлилась имущественная самостоятельность детей по отношению к их родителям. В последнем смысле понятие П. и римские о нем нормы были рецепированы и на Западе. В некоторых местностях Германии XVI—XVIII вв. имущество, дошедшее к сыну от отца (р. profecticium) и служащее основанием для ведения собственной торговли или промысла сына, считалось собственным имуществом последнего и эмансипировало его от отцовской власти. Под понятия р. castrense и quasi-castrense подводили имущества, подаренные отцом сыну в собственность; под р. adventicium irregulare разумели вообще имущества, дошедшие к сыну от посторонних лиц, с устранением права пользования отца; под р. adv. regulare — все имущества детей, подлежащие пользованию и управлению отца. Новые законодательства вместо римских понятий П. разделяют имущества детей на свободное и несвободное в связи с правами отца на пользование и управление (см. Дети). Ср. Муромцев, «Гражданское право древнего Рима» (§ 178 и др., М., 1883); Mandry, «D. gemeine Familiengüterrecht» (1871—76); Stobbe, «Handbuch des deutsch. Privatrechts» (IV, § 254—55, Б., 1884).
В. Н.

Continue Reading

Безмен весы это:

Так называются особого рода весы, состоящие из металлического (железного или медного) стержня, на одном конце которого находится большое утолщение, а на противоположном — крючок и чашка; взвешиваемый товар кладется на эту чашку или навешивается на крючок. На стержень надета петля из проволоки или струны, которую при взвешивании держат за верхний конец, передвигая по стержню до тех пор, пока безмен не придет в равновесие; при этом центр тяжести безмена, не нагруженного товаром, придется над нижним концом проволочной петли. От этого места идет счет делений, которые имеют вид небольших точечных углублений, выбитых на стержне безмена между этим местом и концом, на котором находится крючок. Если на крючке или чашке находится взвешиваемый товар, то для нового равновесия безмена на проволочной петле надо ее пододвинуть ближе к концу с крючком; точки, которые придутся под петлей, покажут вес товара. С увеличением взвешиваемого груза проволоку приходится подвигать все менее и менее для удержания безмена в равновесии, и точечные знаки по мере приближения к этому концу наконец так сближаются, что приходится их ставить только через каждую пару фунтов и уже по глазомеру определять положение проволоки между значками. Небольшие грузы можно еще взвешивать с точностью до ¼ фунта или до ½ фунта, а перейдя за 20 фунтов, очень легко ошибиться и еще легче нарочно обвесить на полфунта и на фунт. Вообще этот тип весов самый несовершенный, но был весьма распространен в России и скандинавских государствах. Начало употребления его и происхождение неизвестны, но у многих восточных народов есть и были весы, совершенно сходные с безменом, в весьма отдаленное от нас время. Безмен, кажется, не есть русское слово, шведы его называют bezman, восточные народы — капан или хабан; если производить это название от слова мена, тогда есть основание писать его через n (см. это слово в Энциклопедическом Лексиконе Плюшара, 1835 г., т. V). В старинных рукописях слово безмен встречается в значении некоторого определенного веса, а на Поморье пятьдесят лет тому назад безмен означал, а может быть, и теперь означает вес в 100 фунтов. В Своде Законов Российской империи, издания 1857 г., т. XI, часть 2-я, в статьях о весах, 2789 и 2790, помещено следующее: употребление обыкновенного в мелочной торговле (до 1797 г.) русского безмена повсеместно запрещено, по удобности оного к обману [(1797 г., апр. 29 (17938) п. 1; 1842 г., июня 4 (15718), § 23]. Разносчикам дозволяется употребление безмена, устроенного по особому правилу 1797 г.; но употребление и сего безмена в лавках запрещено.

Примечание. Изображение сего безмена в чертежах и объяснение фигур напечатано в Первом Полн. Собр. Законов, том XXIV [1797 г., № 17938, апрель 29, примечание 2; 1842, июня 4 (15718), § 23]. Этот второй безмен, как то показывает рисунок и описание, есть не иное что, как римские весы, в которых передвигается гиря, а место привеса стержня или коромысла остается неизменным. Римские весы, несомненно, лучше обыкновенного русского безмена. Передвигаемая гиря всегда одна и та же — и положение ее на стержне или коромысле определяется довольно точно (см. Весы). Впрочем, теперь везде употребляются обыкновенные весы с двумя чашками и с соответственным разновесом. Безмен же встречается лишь кое-где в захолустье.

Есть еще другого рода Б. под наименованием польского Б. Он, подобно предыдущему, вследствие неособенной точности своей находится в употреблении только в деревнях Царства Польского и Западных губ., для взвешивания небольших грузов. Это медная линейка длиной в 5 верш. — на конце ее прикреплена сверху скобка, которой удерживают Б. во время взвешивания, а снизу, на конце линейки, под скобкой, приделывается чашка или крючок. Линейка состоит из двух частей, из которых одна входит в другую; на первой из них нарезаны деления шкалы, а на второй (основной) — приделана сверху скоба, а снизу — чашка, как было сказано выше. Когда вся линейка выдвинута, то нулевое деление ее шкалы совпадает с нулем на реборде основной линейки: при таком положении линеек центр тяжести Б. находится под скобой. Для того, чтобы узнать вес подвешенного груза, надо линейку с делениями вдвигать в основную линейку до тех пор, пока груз с Б. не уравновесятся, и тогда считают, какое деление линейки совпало с нулевым делением на основной линейке. Цифры этого деления и будут обозначать вес взвешиваемого груза. Обыкновенно подвешенная чашка составляет какую-либо определенную часть четверти и четверика, а потому для опред
еления веса, положим, четверти зерна, достаточно насыпать в чашку зерна ровно с краями, затем полученный вес помножить на число чашек, заключающихся в четверти.

Continue Reading

Бесчерепные это:

(Acrania), или трубкосердечные (Leptocardii, см. таблицу Бесчерепные рыбы), составляют особую группу позвоночных животных, относимую обыкновенно к классу рыб, и единственным представителем которой служит ланцетник (Amphioxus lanceolatus Yarrel). Отсутствие черепа, головного мозга и сердца и бесцветная кровь резко отличают ланцетника не только от рыб, но и от всех позвоночных, среди которых он занимает низшее место; в течение всей жизни Б. сохраняют такое строение скелета (спинной струны), которое характеризует зародышей остальных позвоночных. Различие между ланцетником и другими позвоночными настолько велико, что некоторые ученые выделяют группу бесчерепных в виде особого класса и противополагают им всех остальных позвоночных, как имеющих череп (Craniota). Ланцетник, которого Паллас, впервые его описавший, считал за слизня и назвал Limax lanceolatus — небольшое, похожее по общей форме тела на рыбку полупрозрачное животное длиной до 40 мм. Водится у песчаных берегов Немецкого и Средиземного морей и в Южной Америке. Ланцетники, найденные в других морях и описанные как самостоятельные виды, вероятно, принадлежат также к виду А. lanceolatus. Л. живет обыкновенно зарывшись в песок, но потревоженный может хорошо плавать. На спинной стороне его тела и на брюшке в его последней трети тянется непарный плавник в виде складки кожи, лишенной лучей (их заменяют короткие подпорочки из более плотной ткани) и непосредственно переходящей в непарный хвостовой плавник. Парных плавников нет. Роль позвоночного столба играет сильно развитая спинная струна (см. это сл.), которая оканчивается спереди утончаясь; над спинной струной тянется нервная трубка, спинной мозг; головного мозга нет; спинной мозг на переднем конце образует лишь незначительное расширение. Спинная струна окружена плотной соединительнотканной оболочкой, окружающей вместе с тем и спинной мозг и дающей отростки в промежутки между боковыми мускулами тела; эта оболочка соответствует той оболочке хорды, на счет которой образуются части позвоночного столба и первичного черепа в зародыше высших позвоночных. Непарное пигментное пятно на переднем конце нервной трубки представляет собой, вероятно, зачаточный глаз; органов слуха нет; за орган обоняния принимается ямка в переднем конце тела, около наружного отверстия нервной трубки.
Ротовое отверстие имеет вид продолговатой щели, окруженной усиками, покрытыми мерцательными волосками; эти усики поддерживаются плотными палочками, окружающими ротовое отверстие. За ртом идет первый (глоточный) отдел пищеварительного канала, служащий для дыхания; он имеет вид объемистого мешка, в стенках которого по бокам лежат многочисленные плотные палочки, служащие опорой для жабр; жабры в виде листочков вдаются в глоточную полость. В промежутках между палочками (и следовательно между жабрами) находятся щелевидные отверстия, ведущие из полости глотки наружу. У личинки ланцетника первые жаберные отверстия непосредственно открываются наружу; затем они обрастают с боков особыми складками кожи, и обе складки, срастаясь на брюшной стороне, образуют особую атриальную, или перибранхиальную, полость, открывающуюся наружу в задней половине тела, впереди отверстия кишечника, особыми отверстием (porus abdominalis s. atrialis). При дыхании вода поступает в глоточный отдел пищеварительного канала, обмывает жабры, сквозь жаберные щели проходит в атриальную полость и выходит через porus atrialis. Начальный отдел пищеварительного канала служит, следовательно, у Л., как у всех низших позвоночных, для дыхания и похож на жаберный мешок асцидий. За жаберным мешком идет кишка, заднее отверстие которой (как и ротовое) расположено не по срединной плоскости тела. Кровь ланцетника бесцветная — почти единственный пример между позвоночными (такую же кровь имеют Leptocephalidae, оригинальные рыбки, которых считают за ненормально развитую молодь некоторых морских рыб). Сердца нет; кровь приводится в движение сокращениями крупных сосудов. Расположение кровеносных сосудов может быть сравнено с кровеносной системой кольчатых червей и в то же время соответствует простейшему типу этой системы у позвоночных. Органы выделения найдены лишь в новейшее время в виде нескольких пар трубочек, внутренние концы которых открываются мерцательными воронками в полость тела, наружные же выводные отверстия в перибранхиальную полость.
Полы раздельны; половые железы расположены по бокам жаберного мешка, в стенках атриальной полости, куда и выделяются их продукты, которые потом и выходят через атриальную пору (живчики) или через жаберные щели и через рот (яйца). Развитие зародыша в яйце, впервые исследованное проф. А. О. Ковалевским в 1867 г., напоминает развитие асцидий и позвоночных особенно присутствием спинной струны, которая у ланцетника остается на всю жизнь, у остальных позвоночных замещается позвоночным столбом и от нее сохраняются только большие или меньшие остатки. Яйца проходят полное дробление; образуется круглая бластосфера, из которой потом впячиванием одной стенки ее образуется покрытая ресничками гаструла, сходная с таковой низших беспозвоночных. Мезодерма образуется в виде двух складок энтодермы, распадающихся затем на отдельные парные, замкнутые, полые мешочки (первичные сегменты), из которых образуются полость тела и мускулатура; спинная струна образуется также в виде складки эндодермы. В яйцевой оболочке зародыш, покрытый мерцательными ресничками, медленно вращается; когда образовались два сегмента, зародыш выходит из яйца и превращается в личинку, плавающую в воде, подобно личинкам многих беспозвоночных животных, при помощи мерцательных ресничек, покрывающих тело. Дальнейшее превращение личинки во взрослое животное происходит довольно медленно и сопровождается замечательными нарушениями симметрии в расположении различных органов (рта, заднего прохода, первичных сегментов и т. д.). Жаберные щели сперва прямо открываются наружу, затем прикрываются с каждой стороны тела складкой кожи; обе складки, срастаясь на брюшной стороне, образуют атриальную полость. Личинка продолжает плавать при помощи ресничек даже тогда, когда в ней уже образовались мускулы; но мало-помалу она переходит из поверхностных слоев воды в более глубокие, опускается на дно, и наконец мерцательные реснички исчезают.

Continue Reading

Юкола это:

Под этим названием известна в Восточной Сибири сушеная рыба, преимущественно из лососевых пород, приготовляемая туземцами (якуты, камчадалы, алеуты и др.) впрок для пропитания зимой себя и своего главного домашнего скота — собак. Разделанная рыба прямо сушится в тонких кусках на воздухе, что и дает. Ю. Главная рыба, из которой готовится Ю., — так называемая красная рыба (Oncorhynchus nërka, Jard.). Ход ее бывает с середины июня и притом в таком изобилии, что во время хода вся река представляет сплошную колышущуюся массу и вся поверхность ее покрыта рыбьими перьями, т. е. плавниками. Это явление известно на Камчатке под названием «руно». Жители пользуются несколькими днями наиболее густого хода, чтобы заготовить рыбы как можно больше: ловят ее прямо черпаками из реки в лодку. Быстро наполнив лодку, промышленник везет добычу к селению, выбрасывает ее на берег под вешала, где женщины немедленно принимаются за чистку и пластование наловленной рыбы: они вырезают позвоночник с головой, две же половины рыбьего туловища, соединенные у хвоста, передаются старикам, которые при помощи длинных шестов навешивают ее рядами на вешала для просушки. Когда рыба просохнет, ее складывают в пачках по 50 шт. в амбар, чем и кончается несложная процедура приготовления этого хлеба насущного для туземца и его собак. При отсутствии в крае достаточного количества дешевой соли не может быть более простого и дешевого способа заготовления рыбы, как сушение Ю., но само собой товар получается крайне низкого достоинства, т. е. производится превращение прекрасной лососины в этот продукт, на который можно было не жалеть употреблять лишь треску и мелкую рыбу, а не благородную породу лосося. Из 8-фунтовой рыбы получается всего 1 1/2 фунта Ю., 4/5 пропадает. За последнее время из Ю. стали делать порошок — «поршу». Другие лососевые Восточного океана — кижуч, горбуша и хайко — на Ю. не употребляются, за исключением лишь последней, из которой иногда запоздавшие почему-либо приготовить Ю. из красной рыбы туземцы готовят Ю., но эта Ю. уже считается вторым сортом. Недолов рыбы на Ю. составляет настоящее бедствие, равное неурожайному году, и забота о достаточном количестве заготовленной Ю. составляет одну из главнейших забот местной администрации.
Н. Б—н.

Continue Reading

Коммерческое образование это:

I

К. образование в России (см. соотв. статью) получило значительное развитие благодаря изданному 15 апреля 1896 г. нормальному положению о К. учебных заведениях, дополненному 10 июня 1900 г. Это положение предоставило широкий простор общественной и частной инициативе в деле учреждения К. учебных заведений. При общественных К. учебных заведениях образованы попечительные советы, состоящие из представителей тех обществ, на средства коих эти заведения содержатся; советам, помимо заведования хозяйственной стороной училища, дано некоторое участие и в учебно-воспитательной стороне дела (выбор директора или заведующего учебным заведением) и предоставлено давать заключения по многим вопросам педагогического характера. Вместо прежних двух типов К. учебных заведение (училища и курса) установлено 4: торговые классы, торговые школы, К. училища и курсы К. знаний. Положение 1896-го г. дало лишь общие нормы для этих основных типов коммерческих учебных заведений; для каждого отдельного заведения вырабатывается особый устав, утверждаемый министром финансов. Торговые классы имеют целью сообщать лицам всех возрастов, не моложе 12 лет, получившим начальное образование, начальные К. познания, необходимые в торговом деле. В торговых классах преподаются: Закон Божий, русский язык, арифметика с коммерческими вычислениями, бухгалтерия с торговой корреспонденцией, а также и другие сведения, необходимые для ведения торгового дела, причем от учащихся зависит выбор тех или других предметов для изучения. Курс каждого из этих предметов продолжается не более 2 лет. Занятия в торговых классах должны быть распределены таким образом, чтобы не препятствовать посещению классов служащим в торгово-промышленных учреждениях. Торговые школы имеют целью приготовлять учащихся к службе в торгово-промышленных учреждениях; принадлежат к разряду низших учебных заведений; могут быть одноклассные и трехклассные; курс тех и других может быть продолжен с разрешения министра финансов, на 1 год. В одноклассных школах преподаются Закон Божий, русский язык, коммерческая арифметика, бухгалтерия с коммерческой корреспонденцией, коммерческая география России (преимущественно местный торговый район), каллиграфия, а также и другие сведения, необходимые для ведения торгового дела. В 3-классных школах преподаются Закон Божий, русский язык, бухгалтерия, коммерция в связи со сведениями по торговому и промышленному законодательству, коммерческая арифметика с связи с необходимыми сведениями из алгебры, основания геометрии, отечественная история, коммерческая география России, коммерческая корреспонденция, сведения о товарах местного торгового района, каллиграфия и иностранные языки. В торговые школы принимаются дети не моложе 12 лет, получившие образование не ниже двухклассного сельского училища. Контингент учащихся в торговых школах составляют преимущественно дети крестьян, мещан, ремесленников и мелких торговцев. Коммерческие училища — средние учебные заведения, семиклассные и трехклассные (V — VII классы), имеют целью: первые — давать учащимся общее и К. образование, а вторые — только К. образование. По ходатайству учредителей или попечительных советов курс учения в тех и других училищах может быть продолжен на 1 год. В училищах преподаются Закон Божий, русский язык и словесность, два новых языка, история, география, математика, естеств. история, физика, коммерческая арифметика, бухгалтерия, коммерческая корреспонденция, политическая экономия, законоведение, химия и товароведение с технологией, коммерческая география, каллиграфия, рисование и гимнастика, в качестве необязательных предметов черчение, стенография, пение, музыка, танцы и другие иностранные и местные языки. К приему в первый класс К. училищ допускаются дети не моложе 10 лет, имеющие познания, требуемые для поступления в 1-й класс реальных училищ. Курсы коммерческих знаний разделяются на а) коммерческие и б) конторские, бухгалтерские, а также курсы различных предметов коммерческой специальности. На коммерческих курсах преподаются в объеме не ниже курса К. училищ бухгалтерия с коммерческой корреспонденцией, коммерческая арифметика, политическая экономия, законоведение и коммерческая география, а также другие специальные предметы, с разрешения министра финансов. К приему на эти курсы принимаются лица, получившие не ниже среднего образования. Другие курсы имеют целью сообщать познания по одному или нескольким предметам К. специальности. Выбор предметов
и определение продолжительности и объема преподавания их, а также степени предварительной подготовки учащихся предоставлены учредителям курсов, с утверждения министра финансов. Непосредственное заведование К. училищами возлагается на директоров, торговыми школами — на инспекторов, торговыми классами и курсами К. знаний — на заведующих, при содействии педагогических комитетов, пользующихся большей сравнительно с другими видами школ свободой в направлении школьного дела. При торговых школах и К. учил. могут быть учреждаемы и хозяйственные комитеты. Средства содержания К. учебных заведений доставляет, главным образом, плата за учение; в общественных заведениях довольно значительными источниками доходов служат поступления от особого сбора с разных свидетельств, пособия от городов и земств и пожертвования. Пособие со стороны казны на К. образование совершенно незначительно. По данным отчета за 1903—04 уч. год на содержание К. учебных заведений поступило 4100 тыс. руб., в том числе: сбор за ученье 2414 тыс. руб. (58,7 %), сбор с сословных и промысловых свидетельств 537 тыс. руб. (13,2 %), проценты с пожертвованных капиталов и разных источников 295 тыс. р. (7,3 %), пожертвованных капиталов 266 тыс. руб. (6,5 %), пособия от городов и земств 186 тыс. руб. (4,5 %), из государственного казначейства 90 тыс. руб. (2,2 %), и остатки от сметных сумм 312 тыс. руб. (7,6 %). Израсходовано 3861 тыс. руб. (на 152 учебн. заведения). К 1894 г., т. е. ко времени передачи заведования К. образованием из м-ва народного просвещения в м-во финансов, насчитывалось К. училищ во всей России лишь 8, а к 1 января 1905 г. подведомственных м-ву финансов К. учебных заведений было 191, в том числе К. училищ 68 (47 обществ. и 21 частн.), торговых школ 63 (40 общ. и 23 частн.), торговых классов 32 (30 общ. и 2 частн.) и курсов К. знаний 28 (8 общ. и 20 частн.). К началу 1903—4 уч. года в этих К. учебных заведениях обучалось 32316 чел., в том числе в К. училищах 18269, в торговых школах 8029, в торговых классах 4149 и на курсах К. знаний 1869 чел. Заведование К. образованием было сосредоточено в департаменте торговли и мануфактур, при котором были учреждены 2 должности инспекторов по учебной части. По закону 15 апреля 1896 г. в составе департамента торговли и мануфактур были образованы учебное отделение и учебный комитет и учреждены должности главного и 2 окружных (с 1902 г. — 4) инспекторов по учебной части для местного надзора за К. учебными заведениями. При м-ве финансов образован совет по учебным делам, состоящий под председательством товарища мин-ра финансов. При преобразовании в 1900 г. департамента торговли и мануфактур заведование учебными заведениями, в том числе и коммерческими, возложено на учебный отдел (см. Министерство финансов). Закон 1896 г. вызвал к жизни и общества для распространения К. образования, в СПб. (3), Москве, Киеве, Козлове, Симбирске, Конотопе и Симферополе. Министром финансов в 1901 и 1902 гг. созывались совещания директоров К. училищ и представителей попечительных советов, а в январе 1905 г. был созван съезд инспекторов, учредителей и представителей попечительных советов торговых школ. Кроме К. училищ м-ва финансов, имеются 3 К. училища вед. учр. Императрицы Марии (С.-Петербургское, Московское и Женское К. училище при доме А. Демидова), Женская школа счетоводства Общества распространения практических знаний между образованными женщинами (в Москве), а также К. отделения при реальных училищах (к 1 января 1903 г. — при 27 училищах) и несколько курсов в ведении м-ва нар. просвещения. Единственное высшее коммерческое учебное заведение — К. отделение Рижского политехнического института (в 1902 г. обучалось 293 чел.). С учреждением 27 октября 1905 г. министерства торговли и промышленности, учебные заведения м-ва финансов, в том числе и К., отошли в ведение нового м-ва.
Литература. С начала 1905 года А. И. Лященко предпринято издание специального журнала «Вестник К. образования». См. С. Григорьев, «К. образование во Франции и постановления международных конгрессов по профессиональному образованию о развитии и распространении К. знаний» (1895); А. Острогорский, «К. образование, его современная организация на Западе и возможная постановка в России» (ч. I, 1896); С. Курнин и С. Григорьев, «Распространение образования среди торговых служащих» (М., 1897); С. Григорьев, «К. образование в России и его нужды» (истор. очерк, «Русское Экон. Обозр.», 1898, VIII, IX); Гаазе, «К. дополнительные классы в Германии» («Русск. Экон. Обозр.», 1898, X); Г. К. Штемберг, «Женское К. образование во Франции» («Русск. Экон. Обозр.», 1899, XI); его же, «К. образование в Берлине. Личные наблюдения и впечатления» (1899); M. M. Захарченко, «К. и техническое женское образование в Австрии, Франции, Германии и России» (1900); С. Григорьев «Высшие К. учебные заведения в Зап. Европе» (1900); Г. Штемберг, «К. образование во Франции» (1900); «Материалы по К. образованию» (4 вып., изд. учебного отдела м-ва финансов; 1901—05); Г. К. Штемберг, «К. образование в Швейцарии» (1901); З. П. Евзлин, «Положение о К. учебных заведениях» (1905); M. В. Кечеджи-Шаповалов, «Современное значение К. образования» (1905). См. также труды 3 съездов деятелей по техническому и профессиональному образованию (секция по К. образованию) и журн. «Техническое образование».
И. Ив—ко.


II

имеет целью дать знания, полезные для торговой деятельности. Необходимость К. образования признана лишь в нынешнем столетии, когда чрезвычайное развитие торговли и появление громадных торгово-промышленных предприятий потребовали множества людей, специально подготовленных к службе в этих учреждениях.
В Германии в 1892-93 гг. было высших К. школ 52 с 4865 учениками, средних — 6 с 716 учениками, низших — 193 с 18728 учениками. Для поступления в высшие К. школы требуется свидетельство об окончании 4-х классов гимназии или реального училища. Курс обыкновенно 3-летний. При некоторых школах открыты одногодичные курсы для окончивших средние учебные заведения и желающих изучить К. предметы. Есть еще курсы со специальной целью, например академия дрогистов или частный практический институт конторских работ. В средние К. школы принимаются ученики, окончившие общеобразовательные низшие училища. Курс двухлетний. Школы эти обыкновенно учреждаются при городских училищах. Цель низших К. школ — дать возможность молодым людям, находящимся на службе в торговых домах, приобрести необходимые для них сведения. Среднего типа для них установить нельзя. Продолжительность обучения колеблется между 1/2 и 31/2 годами. На некоторых курсах преподается одно лишь счетоводство, с корреспонденцией и конторскими работами, в других — все специально К. предметы. Занятия происходят вечером или ранним утром, или во время дневного отдыха, или по воскресеньям; особенными симпатиями пользуются вечерние школы с полугодичными курсами и свободным выбором предметов. Школьные издержки ложатся преимущественно на купеческое сословие, хотя многим школам оказывают денежную помощь государство и города.
В Австро-Венгрии высшие и средние К. школы представляют много сходства с германскими. Низшая К. школа заступает здесь место повторительной, которую, по закону, обязан посещать всякий состоящий в ученье у ремесленника, промышленника или купца. Содержание низших К. школ вообще должно ложиться на общины, но многие из них содержатся торговыми палатами и товариществами или получают пособия от правительства. В Австрии всего 115 школ с 14271 учениками, в Венгрии — 124 с 8915 учениками. В Венгрии имеются и женские коммерческие курсы, руководствующиеся общим учебным планом. На женские курсы принимаются девушки, окончившие первые четыре класса высшей женской городской школы, не старше 18 лет. Обучение продолжается 8 месяцев. В 1891-92 учебном году таких курсов было 17. При будапештской К. академии существует двухгодичный «восточный» К. курс, где преподаются языки румынский, сербский, болгарский, турецкий, новогреческий.
Во Франции высших К. школ 7, средних 4, но зато курс К. образования во Франции разработан значительно полнее; в особенности хорошо поставлен курс высших школ. Для средних школ издан весьма целесообразный нормальный учебный план и программы, но они еще не получили полного осуществления на практике. Есть еще много разнообразно организованных К. школ для служащих. К. школы содержатся за счет различных обществ, городов, частных лиц; правительство только в некоторых случаях дает субсидию. Высшие К. школы Франции имеют двухлетний курс; они больше немецких и австрийских, приближаются к типу высших учебных заведений, но все-таки не удовлетворяют требованиям, какие предъявляются, например, к университетам. Наиболее широкое К. образование дается в Ecole des hautes études commerciales в Париже. Всего учеников во французских высших и средних К. школах в 1886-87 гг. было 1517. Кроме К. школ во Франции существует множество бесплатных или почти бесплатных К. курсов, которые содержатся, по большей части, обществами, иногда городом или К. школами. Так, например, одно такое общество — Association philotechnique — имело в 1885-1886 гг. в Париже 7 отделений для взрослых мужчин, 8 — для женщин и 4 смешанных. Город Париж содержал 15 курсов для девочек и 20 для мальчиков.
В Италии в 1886 г. К. школ было 18, в том числе 3 высшие. Вообще К. образование дается в Италии в технических школах и институтах; в последних для этого существуют К. отделения. Курс технической школы — 3-летний, а технического института — 4-летний. В деле организации высших К. школ Италия опередила другие государства. В этих школах три отделения: 1) коммерческое, с 3-летним курсом, 2) консульское, с 5-летним курсом, и 3) педагогическое, приготовляющее к преподаванию в К. училищах, с 5-летним или 4-летним курсом. Правительство принимает на себя значительную часть ежегодных издержек на технические институты, школы и на высшие К. школы. В издержках принимают также участие города, провинции и торговые палаты.



В Североамериканских Соединенных Штатах в 1893 г. К. школ, представивших отчеты, насчитывалось всего 233, с 1305 преподавателями (995 мужчин и 310 женщин) и 64858 учащимися (47710 мужчин и 14448 женщин); сверх того, в К. отделениях при общеобразовательных школах было 17125 учащихся. Преподавание в К. школах носит утилитарный, практический характер; продолжительность курса от 3-х месяцев до 2-х лет. После предварительного прохождения в сравнительно короткие сроки — 3 и 5 месяцев — курса бухгалтерии, коммерческих вычислений, торгового права, корреспонденции и составления торговых документов, ученики переходят в практическое отделение школы, в котором учащиеся работают последовательно в примерном школьном банке, комиссионной, страховой или транспортной конторе, торгово-промышленном доме и т. п. До окончания курса учащиеся обязаны прослужить на разных должностях, сначала исполняя простейшие работы, переходя затем к более сложным. Вместо экзаменов, ученики через определенные сроки дают отчет в своих занятиях и самостоятельно разрабатывают вопросы из той или другой отрасли К. деятельности. Особенное внимание обращено на сообщение ученикам привычки точно и ясно выражать свои мысли устно и письменно. Для этого каждое утро, до начала занятий, ученики, по выбору товарищей, произносят речи по вопросам К. практики; устраиваются также специальные собрания учеников, на которых в прениях участвуют все желающие. Иностранные языки в К. школах обыкновенно не преподаются, ввиду кратковременности курса. Высших К. школ в Америке нет.
Россия. Первое К. училище возникает у нас в то время, когда на Западе не было еще ни одной школы с такой специальностью. В 1772 г. П. А. Демидов пожертвовал 205000 руб., дабы на капитал этот «заведено было К. воспитательное училище»; оно было учреждено при воспитательном доме в Москве. Ученики обучались языкам французскому, немецкому и английскому, коммерческой арифметике, коммерческой корреспонденции и бухгалтерии, на русском и иностранном языках. В училище были воспитатели и воспитательницы, по преимуществу иностранцы, обязанные говорить с воспитанниками на иностранных языках. Детей, однако, приходилось набирать в Петербурге и отправлять их в Москву, так как, по словам Бецкого, «к отдаче в К. училище из тамошнего купечества и ниже кого из других желающих не явилось». В 1799 г. училище отделяется от воспитательного дома, как самостоятельное учреждение переводится в Петербург и получает новый устав, измененный в 1841 г. В 1879 г. К. училище получило ныне действующий устав, по которому оно должно давать учащимся общее образование и приготовлять их к коммерческой деятельности и к должностям бухгалтеров, контролеров, приказчиков в торговых конторах, на фабриках и в других подобных заведениях. В училище принимаются сыновья купцов, мещан и лиц других состояний, с 10 лет. Курс — 8 лет, из которых 6 посвящаются общеобразовательному курсу и 2 года специальному; при училище открыт еще приготовительный класс. Специальные предметы, кроме иностранных языков — коммерческая арифметика, техническая химия, товароведение, бухгалтерия, законоведение, политическая экономия, корреспонденция, история торговли, коммерческая география. Училище причисляется к разряду средних учебных заведений. Оканчивающим курс дается звание личного почетного гражданина, а детям дворян и чиновников, при поступлении на государственную службу — чин XIV класса. Окончившим курс с отличием дается звание кандидата коммерции. Одинаковым уставом и равными правами с спб. К. училищем пользуется и московское К. училище, основанное в 1804 г. на средства московского купечества. Оба училища находятся в ведении учреждений Императрицы Марии и управляются почетным опекуном, при участии советов, в состав которых входят представители местного купечества. В том же 1804 г. в Москве основано было еще одно К. училище, которое в 1806 г. принимает название «московской практической К. академии» — нынешняя «московская практическая академия К. наук». В 1810 г. в Москве учреждается среди купечества общество любителей К. наук, которое и принимает в свое заведование академию. В 1851 г. общество и академия получили новый устав, действующий и в настоящее время. В 60-х годах профессора академии открыли при ней ряд публичных бесплатных лекций по различным предметам коммерческой специальности. Лекции пользовались в Москве большой популярностью. В 1851 г. одесское купечество составило акт об учреждении в Одессе, на средства купечества, высшего в крае специального К. училища. Устав одесского училища утвержден только в 1861 г. По этому уставу училище имело только 4 специальных класса. От поступающих требовалось знание курса 4-х классов гимназии. Оканчивающие не пользовались правами, предоставленными другим подобным заведениям. В 1869 г. училище преобразовано в шестиклассное: 4 первых класса сделаны общеобразовательными, а два последних — специальными. Окончившим предоставлены некоторые из прав, которыми пользуются окончившие курс в других К. училищах. Специальное К. образование значительно понизилось в пользу общего образования. В настоящее время одесское купечество ходатайствует о преобразовании училища в высший К. институт. Наиболее полного развития курс К. образования достиг в рижском политехническом училище, главным образом благодаря тому, что этому училищу с самого основания было предоставлено много простора. В настоящее время К. образование, получаемое в этом училище, не ниже того, какое дают высшие К. школы во Франции и в Антверпене. В нем преподаются только специальные предметы, так как в число учащихся принимаются лишь окончившие 6 классов общеобразовательных заведений. Наряду с широкой постановкой преподавания основательно ведется и практическая подготовка учащихся к их специальной деятельности. Рижское политехническое училище делится на 8 отделений, из которых К. имеет 3-летний курс. Читаются в нем, между прочим: К. география и статистика, К. арифметика, конторское дело и счетоводство, политическая экономия, наука о финансах, энциклопедическая химия, история торговли, учре
ждение рижской торговли, история народного хозяйства, торговое, вексельное и морское право, товароведение, энциклопедическая физика и К. практика. В 1880 г. открыто в СПб. Петровское К. училище, на средства спб. купечества. По уставу, в училище принимаются дети купеческого сословия, не моложе 9 лет. Училище имеет 8 классов: 1 приготовительный, 5 общеобразовательных и 2 специальных. Программы и права учащихся сходны с спб. К. училищем. В 1885 г. открыто в Москве Александровское К. училище. На содержание училища московское биржевое общество пожертвовало более 70 тыс. руб. Харьковское К. училище, последнее по времени открытия, основано в 1893 г., также на средства местного купечества. Все К. училища, за исключением первых двух, состоят в ведении министерства народного просвещения. По Высочайше утвержденному 9-го мая 1894 г. мнению государственного совета, «вновь открывающиеся К. училища должны состоять в ведении министерства финансов». Кроме училищ, содержимых за счет купеческих обществ, в нескольких городах есть частные курсы. Так, в СПб. существуют частные курсы К. знаний Вальденберга, курс бухгалтерии A. M. Вольфа, счетоводные курсы Ф. В. Езерского, женские курсы П. О. Ивашинцовой. Последние имеют довольно обширную программу; для поступления требуется аттестат 7-классной гимназии или института. Помимо К. училищ, учреждены еще, с 1872 г., К. отделения при многих реальных училищах. Курс продолжается два года; в состав входят, кроме общеобразовательных предметов, два новых языка — французский и немецкий, К. вычисления, К. письмоводство и книговодство, К. география и К. экономия (на эту последнюю уроков в учебном плане не положено, она указана только в программе). На К. отделения ученики реальных училищ переходят по окончании 4-х классов; число таких учеников значительно меньше числа учеников на других отделениях; как число К. отделений, так и число учащихся в них в последние годы стало заметно уменьшаться; многие реальные училища вынуждены были вовсе закрыть К. отделения, за недостатком учеников. По последним сведениям учащихся было: в спб. К. училище 502, московском — 582, Петровском — 488, Александровском — 595, одесском — 469.

Continue Reading

Англосаксы это:

историки дают это название немецкому племени англов и саксов, к которым примкнули и юты. Эти племена, жившие по нижнему течению реки Эльбы (Лабы) и Везера, в первый раз в 449 г. под предводительством Генгиста и Горзы, а потом во второй раз в V же в. переселились в Британию и поработили Англию (См. Великобритания). Юты поселились в Кенте, англы заняли северную, а саксы южную и среднюю часть страны. С течением времени из соединения маленьких общин образовалось семь или восемь королевств, или т. н. англосаксонская гептархия, а именно: образовавшиеся из соединения Берниции и Деиры Нортумбрию, Кент, Суссекс, Вессекс, Эссекс, Остангельн и Мерсию Эгберт из Вессекса соединил 827 г. в одно королевство, которое получило имя Англии (Englaland, т. е. земля англов). Титул бретвалда, т. е. широко властвующего, носили сначала короли Мерсии, потом он перешел к могущественным королям Вессекса и, наконец, был уничтожен Эгбертом. Во время войны с кельтскими-уэльскими и шотландскими князьями бретвалду передавалась верховная власть над всеми или же над некоторыми англосаксонскими государствами. После датского погрома Альфред снова восстановил государство на таких же основаниях, которые выработались и у остальных германских племен. Только эти основания у англосаксов развились самостоятельнее, чем у тех германских племен, которые, сблизившись с римлянами, познакомились с государственным римским устройством, и с римской цивилизацией во главе явился вместо германского герцога (Heretoga) король (Cyning, Cyng), сыновья которого и ближайшие родственники исключительно образовали родовое дворянство (этелинги). Королевы (Cwen) также пользовались значительными привилегиями. Во время мира король был окружен своими приближенными, дружиной (Geferescipe), из которой мало-помалу образовалось служилое и ленное дворянство. Дружина состояла из двух классов: альдерманов (Ealdormann, потом Earl под датским влиянием), которым король раздавал придворные должности и ставил их во главе провинций, и остальных слуг (Gesith), которые вместе с высшим классом носили общее имя тегов, или танов и, обладая землями, были обязаны являться на войну. Обыкновенные свободные люди, между которыми последнее место занимали оставшиеся свободными бритты, назывались серлы и по большей части оставались в зависимости от знатного человека, который назывался Hlaford (т. е. хлебной господин, откуда произошло слово лорд). Число несвободных (Theow) было невелико. Все эти классы различались по своим правам и в особенности по высоте пени за убийство. Последняя соразмерялась с принадлежностью лица к высшему или низшему классам.
Большие округа, Shires (Sciras) или графства распадались на меньшие десятни (Teothung), состоявшие из соединения десяти свободных глав семейства с круговой порукой перед судом в каждой; десять десятней образовали сотню, над судом которой имел власть только суд графства, а во главе последнего суда стоял альдерман. В важнейших случаях последний решал дело только с участием собрания (Gemôte) «мудрейших», т. е. танов или представителей местных общин в соответствующем графстве. Это собрание было созываемо каждые полгода вместо прежде созывавшихся общенародных собраний. Также и король созывал на подобное Witenagemôte или Micelgemôte (т. е. большое собрание) епископов и знатных светских людей. — Христианская религия быстро распространилась между англосаксами; впервые туда был послан Папою Григорием I св. Августин — первый кентерберийский епископ, который в конце VI в. проповедовал христианство у Этельберта, кентского короля и мужа Берты, крещенной уже прежде дочери франкского короля. После того в 664 г. на синоде, собранном королем Освайном, было провозглашено единство британской церкви с римско-католической, затем в 668 г. Феодор, архиепископ Кентерберийский, ввел везде богослужение по рим. кат. чину и первый был возведен в достоинство примаса Англии. Ему подчинялись: йоркский архиепископ и 15 других епископов, которые на соборах, в присутствии короля и вельмож, до VIII в. создавали основы управления англосакскою церковью без влияния Римского Папы. Несмотря на все попытки пап при каждом благоприятном обстоятельстве подчинить англосакскую церковь своей власти, только в Х в. удалось св. Дунстану расширить влияние пап в Англии. Впрочем, англосакское духовенство не менее ирийского отличалось образованностью и любовью к наукам. Больше всех славился в этом отношении преподобный Беда (Beda Venerabilis). Св. Бонифацию и многим другим англосакским и ирийским, называвшимся тогда шотландскими, духовным принадлежат большие заслуги при распространении христианства в Германии. Ср. об англосак. церкви Соамеса, «The Anglo-Saxon church» (Лондон, 1885) и «The Latin church during Anglo-Saxon times» (Лонд., 1849); Лингард, «The antiquities of the Anglo-Saxon church» (Ньюкэстль, 1810; немецкий перевод в Бреславле, 1847). Лучше всего история англосаксов и их общественное устройство представлено у Тернера, «History of the Anglo-Saxons» (6 изд., 3 т., Лонд., 1852); Пэльгрэва, «The rise and progress of the English Commonwealth» (2 т., Лонд., 1832) и его же «History of the Anglo-Saxons» (Лонд., 1872); Лаппенберга, «Geschichte von England» (Гамбург, 1834); Кембля, «The Anglo-Saxons» (2 т., Лонд., 1848; немецкий перевод Брандеса, 2 т., Лейпц., 1852—54) и у Стебба, «The constitutional history of England» (3 изд., Лондон, 1880).

Continue Reading

Аммиак газ это:

Аммиак, или аммониак — бесцветный газ с чрезвычайно острым, характерным, вызывающим слезы запахом, состоящий из 1 объема азота и 3 объемов водорода, а потому отвечающий формуле NH 3. Аммиак был открыт Пристлеем и назван им щелочным воздухом или газом. В чистом виде он получается при слабом нагревании смеси измельченного нашатыря и едкой извести; выделяющийся газ следует собирать над ртутью или же таким образом, что сосуд, в котором ведется реакция, снабжают открытой с обоих концов стеклянной трубкой, направленной вверх, и над нею помещают опрокинутую горлом вниз склянку, при чем удельно более легкий аммиак вытесняет находящийся в склянке воздух. Под давлением в 6,5 атмосфер и при температуре в 10° Ц. аммиак сгущается в жидкость, кипящую при —33,7° Ц (при 749 миллим. дав.); при температурах, лежащих ниже точки кипения сжиженного аммиака, достаточно уже собственного давления газа, чтобы перевести его в жидкое состояние. Сгущенный аммиак представляет бесцветную, весьма подвижную, сильно преломляющую свет жидкость с удельным весом 0,63 при 0°. При очень низких температурах, получающихся при смешении твердой угольной кислоты с эфиром, жидкий аммиак затвердевает в кристаллическую массу, плавящуюся при —75° Ц. При пропускании через раскаленную трубку газообразный аммиак распадается с удвоением объема на свои составные части: азот и водород. Он необыкновенно легко растворяется в воде с сильным выделением тепла, причем один объем воды, охлажденной льдом до 0°, поглощает, по Бунзену, 1050 объемов газа; при возвышении температуры аммиак снова выделяется из такого раствора в газообразном состоянии; так, при нагревании до 20° Ц. раствора, насыщенного при 0°, объемное содержание аммиака падает до 654, причем приблизительно удаляется объем газа в 400 раз больший, чем объем жидкости; таким образом из сильно концентрированных водных растворов можно получать аммиак при весьма слабом подогревании. На воздухе этот газ не загорается, но в смеси воздуха с аммиаком зажженная свеча продолжает гореть, причем пламя ее увеличивается, а аммиак расходуется во время горения; если пропускать кислород через подогретый концентрированный раствор аммиака, то получающаяся смесь аммиака с кислородом может быть зажжена и горит бледно-желтоватым пламенем. Этот опыт, однако, следует производить с предосторожностями, так как смесь обоих газов взрывает. Совершенно безопасно можно демонстрировать такое горение, опуская трубку, приводящую кислород, в сосуд с горячим водным раствором аммиака; если приблизить пламя к отверстию сосуда, то происходит воспламенение, и если затем приводящую кислород трубку мы поместим в широкой части склянки, то идет правильное видимое горение; кислород при этом как будто бы сгорает в аммиаке, но такой обратный порядок вещей зависит от того, что горит собственно не кислород, а аммиак в месте соприкосновения с кислородом. При накаливании с окисями металлов аммиак, подобно водороду, восстановляет в большинстве случаев окиси в металлы с выделением свободного азота, причем некоторые металлы соединяются с выделяющимся азотом. Водный аммиак разлагается хлором, бромом и йодом, причем освобождается азот и образуются соли аммония; в присутствии их при избытке хлора или йода являются условия для образования сильно взрывчатого соединения, хлористого азота. При пропускании над раскаленным углем аммиак дает цианистые соединения.

Если через смесь азота с водородом, прямо не соединяющихся друг с другом при обыкновенных условиях, пропускать продолжительное время электрические искры, то образуется аммиак. Он образуется также при действии водорода в момент выделения на азотнокислые соли или азотную кислоту, на окись азота и прочие высшие степени окисления азота; далее, аммиак образуется при прокаливании весьма многих азотсодержащих соединений с гидратами щелочей или натронной известью; при кипячении амидов с едкими щелочами; при гниении или сухой перегонке азотистых органических веществ; при нагревании цианистых соединений в парах воды.

Небольшие количества аммиака находятся в воздухе в виде углекислой и азотнокислой соли аммония, откуда они уносятся атмосферными осадками, как, например, дождем, росой, снегом, и достигают, таким образом, поверхности земли уже в более концентрированном состоянии; поглощенный почвою аммиак является важным питательным материалом для растительных организмов и преобразуется ими в белки и прочие необходимые составные части растений.

Аммиак прямо соединяется со
всеми кислотами с образованием солей аммония (см. Аммоний), зачастую называемых также аммиачными солями. С ангидридами кислот он соединяется, образуя амиды и аминовые кислоты. Некоторые соли вступают в соединение с аммиаком, напр. хлористое серебро и хлористый кальций; последний не может по этой причине служить для сушения влажного аммиака; сухое соединение хлористого серебра с аммиаком впервые было применено Фарадеем для получения жидкого аммиака: он нагревал для этого вышеупомянутое вещество в коротком колене изогнутой и запаянной с обеих концов толстостенной стеклянной трубки, при чем аммиак сгущался в другом ее конце, помещенном в охладительной смеси.

Continue Reading

Тело геометрическое это:

есть часть пространства, со всех сторон ограниченная. Если поверхность, ограничивающая тело, состоит из плоскостей, то Т. наз. многогранником. Эти плоскости пересекаются по прямым, наз. ребрами, и образуют грани Т. Каждая из граней есть многоугольник, стороны которого суть ребра многогранника; вершины этого многоугольника наз. вершинами многогранника.
Представим себе плоскость, составляющую продолжение одной из граней. Если все Т. окажется по одну сторону этой плоскости, то такое Т. наз. выпуклым. Всякая прямая его пересекает не более, чем в двух точках. По теореме Эйлера, число ребер выпуклого многогранника, увеличенное на два, равно сумме чисел граней и вершин. Некоторые многогранники с определенным числом граней имеют особые названия: четырехгранниктетраэдр (фиг. 5 табл.), шестигранник — эксаэдр, осьмигранник — октаэдр (фиг. 6), двенадцатигранникдодекаэдр (фиг. 7) и двадцатигранник — икосаэдр (фиг. 8).
ТЕЛА ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ.
ТЕЛА ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ.
1. Призма. 2. Параллелепипед. 3. Пирамида. 4. Куб. 5. Правильный тетраэдр. 6 (a + b). Правильный октаэдр. 7 (a + b). Правильный додекаэдр. 8 (a + b). Правильный икосаэдр. 9. Эллипсоид.
Многогранник, у которого все углы равны между собой и грани, равные между собой, — правильные многоугольники, называютмя правильными. Выпуклых прав. многогранников только пять (см.). Многогранник наз. призмой (фиг. 1), если две его грани суть равные многоугольники, расположенные в параллельных плоскостях, а другие грани — параллелограммы. Параллельные грани наз. основаниями, а расстояние между ними — высотой призмы. Боковые ребра призмы всегда параллельны и равны между собой. Призма наз. прямой, если ее боковые ребра перпендикулярны к основаниям. Если же боковые ребра не перпендикулярны к основаниям, то призма наз. наклонной. Параллелепипед (фиг. 2) есть призма, основания которой суть параллелограммы. Если же эта призма прямая и основания прямоугольники, то она наз. прямоугольным параллелепипедом. Многогранник называется пирамидой (фиг. 3), если одна из его граней многоугольник (основание пирамиды), а другие грани треугольники, имеющие общую вершину (вершина пирамиды). Расстояние от вершины до основания наз. высотой пирамиды.
Укажем еще следующие геометрические Т. Шар получается при вращении окружности около одного из диаметров. Все точки поверхности, ограничивающей это Т., находятся на одном и том же расстоянии от одной точки, наз. центром шара. Прямой круговой цилиндр получается при вращении прямоугольника около одной из его сторон. Это Т. ограничено плоскостями двух кругов (основания цилиндра) и боковой цилиндрической поверхностью. Прямой круговой конус получается при вращении прямоугольного треугольника около одного из катетов (см.). Эллипсоид (фиг. 9) есть Т., в сечении которого плоскостью получается эллипс (см.) или круг.
Геометрические Т. изучаются в геометрии и в кристаллографии (см.).
Д. С.

Continue Reading

Оксидирование это:

или поверхностное окисление металлов — употребляется для практических целей (предохранение от внешних влияний) или же с целью придать поверхности предмета ту или иную окраску. Очень часто неправильно называют О. окрашивание металлов, хотя и химическим путем, но не окислением их. Окрашивание металлов было известно очень давно, хотя главным образом окрашивание производилось покрыванием одного металла другим. Например, алхимик Зосим (IV в. после Р. Х.) описывает осаждение меди на железных предметах при погружении их в растворы медных солей; Парацельс много позже (XVI в.) упоминает о серебрении подобным путем медных предметов. Обыкновенно окрашиваются металлы: медь (латунь и бронза), цинк, железо, олово и серебро. Иногда это окрашивание действительно является О., так как на поверхности предметов путем химических реагентов, действующих на металл окисляющим образом, вызываются кислородные соединения его; в других случаях реактивы образуют сернистые, хлористые и другие соединения, дающие предмету желаемую окраску; в последнем случае окрашивание металла, как сказано выше, неправильно называют тоже О. К окрашиванию металлов должно отнести и патинирование (см. Бронза). Для окрашивания металлические предметы предварительно подготовляются. Удаляют механическим и химическим способом грязь, затем растворяют жир и иногда далее подвергают предварительной протраве. Некоторые металлы даже и после этого непрочно окрашиваются, как например цинк, почему цинковые предметы гальваническим путем покрывают медью и окрашивают уже слой меди. О. предметов имеет иногда очень важное практическое значение, так как предохраняет их от ржавчины. Появляясь на металле, ржавчина образует с ним гальваническую пару, содействующую дальнейшему распространению ржавления, поэтому для цинка, олова и железа часто прибегают к способу Гасвеля (обрабатывают смесью 1 гр. молибденово-кислого аммония (NH4HO)6H2O.7МоО3 и азотнокислого аммония NH4NO3 гальваническим путем, где данный предмет служит катодом). Для предохранения железа и орудийных дул Гасвель дает еще и другие способы. Вообще же техника последнего времени достигла совершенства, и металлу можно придать тот или другой цвет и даже различные оттенки одного и того же цвета, что достигается с помощью гальванического тока. Окрашивание серебра очень распространено для получения на серебряных предметах различных рисунков, обыкновенно темного цвета, или же для придания серебру красивого сероватого оттенка, и в таком виде серебро называется «оксидированным». Рисунки темного цвета на серебре получаются путем ниэллирования: приготовляют ниэлло различными способами, в виде тонкого порошка, который затем в виде клеевой кашицы наносится на углубленный рисунок на белом серебре. Предмет обжигают в муфельной печи, затем полируют, и в местах, где была нанесена кашица, получается тонкий черный рисунок. Часто стараются придать серебру цвет старинного серебра, что достигается натиранием предмета с помощью щетки хлорной платиной, растворенной в спирте. Есть еще и другие способы. Так называемое «оксидированное серебрение» получается образованием на серебряных предметах не кислородных соединений серебра, а сернистых или хлористых. Последние, разлагаясь от света, темнеют и придают серебру сероватую окраску. Более или менее темная окраска на металлических предметах получается от толщины слоя, образовавшегося на поверхности соединения.
Ср. Лангбейн, «Полное руководство к осаждению металлов гальваническим путем» (пер. с нем. Созонов, изд. 1896); «Окрашивание металлов» (изд. Казначеева, 1892); А. Розелер, » Гальванопластика» (пер. Симоненко, 1894); Симонов, «Паяние и покрытие одних металлов другими» (1892); Tommasi, «Dorure, argenture, cuivrage, nickelage, galvanoplastie» (1892).
Э. Мч.
Оксидирование железа применяется с целью предохранения его от разъедания ржавчиной; состоит в покрытии его поверхности тонким слоем закись-окиси (магнитной окиси) железа Fe3O4, очень плотно прилегающим к поверхности металла. Вероятно, подобный же слой Fe3O4 образуется на поверхности железа при погружении его в крепкую азотную кислоту и делает его пассивным, т. е. неспособным растворяться затем и в разбавленных кислотах (см. Железо, Крепкая водка). Слой окислов, приближающихся по составу к Fe3O4, образуется и при накаливании железа просто на воздухе (см. Окалина), а также и в струе водяного пара или углекислоты, которые накаленное железо разлагает, превращаясь с поверхности в закись-окись (см. подробнее об этой реакции в ст. Железо и Равновесия химические). В процессе О. железа Барфа и Бовера (1885; см. напр. «Jahresber. üb. die Fortschr. d. Technol.») и применяется действие перегретого водяного пара на железные предметы при температуре в 650° Ц. Гонигманн предложил О. железных предметов мокрым путем, с помощью кипячения их в натронном щелоке и затем в крепком растворе углекислой щелочи, насыщенном растворенной водной окисью железа.
П. П. Р. Δ.

Continue Reading

Дельфины, животные это:

семейство млекопитающих (Delphinidae) из отряда китообразных, подотряда зубастых китов (Denticete). Д. характеризуются присутствием в обеих челюстях довольно значительного числа однородных конических зубов; оба носовые отверстия соединены обыкновенно в одно поперечное отверстие полулунной формы. Голова относительно небольшая, часто с заостренной мордой; тело вытянутое; по большей части существует спинной плавник. Очень живые и проворные, прожорливые хищники, живущие по большей части общественно; водятся во всех морях, подымаются даже высоко в реки. Питаются они главным образом рыбой, которую страшно истребляют, моллюсками, ракообразными; иногда нападают и на своих родичей. У одних Д. рыло вытянуто вперед в виде клюва, именно у родов: Platanista, Inia, Delphinus; y других голова спереди округленная, без клювовидного рыла: Phocaena, Orca (см. Косатка), Globicephalus (см. Гринда), Delphinapterus (см. Белуха). Обыкновенный дельфин, Delphinus delphis L., имеет от 100 до 200 (число их весьма непостоянно) маленьких, конических, слегка загнутых внутрь зубов, разделенных равномерными промежутками; рыло умеренной длины отделяется бороздой от слегка выпуклого лба. Верхняя сторона тела и плавники серовато— или зеленовато-черного цвета; нижняя сторона белая; кожа чрезвычайно гладкая и блестящая. Достигает до 2 м длины; высота спинного плавника 80 см; грудные плавники 15-18 см шириной, 55-60 см длиной. Во всех морях северного полушария, как у берегов, так и в открытом море; заходит и в реки. Держится стаями в 10, 100 и даже более (до нескольких тысяч) голов. Плавают с чрезвычайной быстротой; стайки дельфинов часто следуют за пароходами и кораблями. Д. был любимое и крайне популярное животное древнего мира; о нем сложилось много поэтических сказаний и поверий (предание об Арионе); часто изображался в скульптуре. Самка Д. приносит после 10-месячной беременности одного детеныша в 50-60 см длиной и некоторое время заботливо его охраняет. Рост Д. совершается, по-видимому, медленно, и продолжительность их жизни должна быть довольно значительная. — Delphinus tursio Fabr., водящийся в северной части Атлантического океана (изредка заходит и в Балтийское море), встречается реже предыдущего вида и достигает большей величины (3,5-4,5 м длины); называется у гренландцев «незарнак». — Другую обычную форму европейских морей составляет морская свинья, Phocaena communis Less., с рылом, не выдающимся в виде клюва; невысоким, широким при основании спинным плавником, 80-96 маленьких сжатых зубов; достигает длины в 1,5-2 м. Верхняя сторона тела и плавники черно-бурого или зеленовато-черного цвета, нижняя — белого. Родина этого Д. — вся северная часть Атлантического океана от Гренландии до Северной Африки, включая Балтийское, Черное и Азовское моря. Летом поднимается далее на север. Из морей часто заходит в реки (Рейн, Эльбу, в Темзу до Лондона) и может месяцами жить в пресной воде. Это — Д. прибрежный, предпочитающий заливы и фиорды открытому морю. Держится обществами, но обыкновенно небольшими, в несколько штук. Питается главным образом рыбой. Спариваются летом, в июне — августе; беременность длится 9-10 месяцев; приносят 1-2 детенышей длиной в 50 см и весом 5 кг; в изобилии отделяющееся молоко самки солоновато и пахнет рыбой; мать заботливо ухаживает за детенышем в течение первого года жизни. Из жира морской свиньи вытапливается ворвань, мясо на С иногда идет в пищу.
В больших реках жаркого пояса водятся особые породы Д., представляющие уже исключительно речных животных. Platanista gangetica Cuv., гангский Д., о существовании которого было известно уже Плинию, с очень длинным и тонким рылом, двойными носовыми отверстиями и едва заметным спинным плавником; с верхней стороны черно-серого, снизу беловатого цвета; достигает 2 м длины. Водится в Ганге и его притоках, в Брамапутре и в Инде. Питается рыбой и ракообразными. Inia boliviensis D’Orh., южноамериканский речной Д., отличающийся тем, что длинный и узкий клюв его усажен короткими жесткими волосами; низкий спинной плавник на задней трети тела; сверху бледно-голубоватого цвета, снизу светлого с красноватым оттенком; от 2 до 3 м длины (самка значительно менее). Водится в р. Амазонке с притоками и в Ориноко. Питается рыбой, но при случае не пренебрегает и падающими в воду плодами. По указаниям путешественников, пресноводные Д. существуют и в Африке (озеро Виктория-Ньянца, р. Нигер). Один из прибрежных или пресноводных видов Д. Африки (Sotalia teuszii) питается, насколько можно судить по содержимому желудка, исключительно растительной пищей, представляя в этом отношении единственное исключение между всеми Д.
В. Фаусек.

Continue Reading

Побежалость стали это:

Если будем осторожно и постепенно нагревать очищенный напилком кусок стали, то оказывается, что, перейдя темп. 200°С, ее поверхность покроется едва заметным слабо-желтоватым оттенком, который по мере повышения температуры делается все яснее и яснее и переходит в оранжевый, пурпуровый, фиолетовый, голубой, синий и, наконец, около 350°С — в водянисто-зеленый цвет. При дальнейшем нагревании поверхность опять принимает металлический вид, только уже с чуть сероватым оттенком, и затем начинают появляться снова цвета П., только перелив цветов от желтого до зеленого совершается более быстро и оканчивается около 450°С. Явление П. объясняется таким образом, что при нагревании стали на ее очищенной поверхности образуется вначале весьма тонкий и хорошо просвечивающий слой окалины, который по мере повышения температуры делается все толще и толще. Эти слои представляют цвета, зависящие от их толщины (см. соотв. статью). Нижеследующая таблица показывает температуры нагрева стали, соответствующие различным цветам П. Этим свойством пользуются для определения температуры нагрева при так называемом отпуске закаленной стали, который производится для уменьшения хрупкости и придания желаемой вязкости металлу сообразно требуемому назначению.
———————————————————————————————————————————————-
| Цвет побежалости.                                | Темпер. по °С | Изделия                                       |
|———————————————————————————————————————————————|
| Очень бледный соломенный                  | 221°                | Ланцеты, бритвы, напилки, резцы |
|—————————————————————————————| для обточки металлов, сверла.     |
| Немного темнее                                    | 232°                |                                                    |
|———————————————————————————————————————————————|
| Темный соломенный                              | 243°                |                                                    |
|—————————————————————————————| Инструменты для резки дерева;   |
| Еще более темный                                | 254°                | винтовальные доски                    |
|—————————————————————————————|                                                     |
| Буровато-желтый                                  | 260°                |                                                    |
|———————————————————————————————————————————————|
| Бронзовый; переходящий в                   | 271°                |                                                    |
| пурпуровый                                           |                       | Топора, зубила с тонким              |
|—————————————————————————————| лезвием, столярные пилы.            |
| Пурпуровый                                          | 277°                |                                                    |
|———————————————————————————————————————————————|
| Фиолетовый                                          | 288°                |                                                    |
|—————————————————————————————|                                                     |
| Синий                                                    | 299°                | Пружины и рессоры.                    |
|—————————————————————————————|                                                     |
| Темно-синий                                          | 310°                |                                                    |
|———————————————————————————————————————————————|
| Светлее                                                | 321°                |                                                    |
|—————————————————————————————| Слишком силен отпуск для           |
| Еще светлее с зеленоватым оттенком   | 332°                | поименованных изделий              |
|—————————————————————————————|                                                     |
| Водянисто-зеленый                               | 350°                |                                                    |
———————————————————————————————————————————————-
А. Ржешотарский. Δ.

Continue Reading

Стегоцефалы это:

(коробкоголовые) — крупный вымерший отряд амфибий, к которому принадлежат все наиболее древние из известных до сих пор земноводных. Сюда относятся по большей части небольшие или средней величины хвостатые амфибии, напоминающие по внешнему виду современных саламандр или ящериц, хотя есть среди них и тяжеловесные, неуклюжие гиганты. Скелет С. указывает в общем на довольно низкую организацию этих животных, но наряду с этим череп их обладает некоторыми характерными особенностями строения, свойственными пресмыкающимся, группе значительно высшей по организации, и утратившимися у современных земноводных. Основываясь на особенностях организации и древности их появления, большинство ученых смотрит на С. отчасти как на сборный тип, соединявший признаки рыб, земноводных и пресмыкающихся, отчасти как на тип эмбриональный, из которого развились и пресмыкающиеся, приобретшие со временем ряд вторичных признаков, и земноводные, напротив, претерпевшие регрессивное превращение. По строению позвоночного столба С. приближаются к рыбам, так как у большинства их, как и у современных им ганоидных рыб, сохранилась спинная струна (chorda dorsalis) и окостенение тел позвонков находится в зачаточном состоянии. Верхняя часть черепной коробки состоит из плотно соединенных костей с ясно выраженным теменным отверстием, как у современных пресмыкающихся. В противоположность верхней нижняя часть черепной коробки построена по типу земноводных и мало отличается от основания черепа современных лягушек. Межчелюстные, нижнечелюстные, а иногда и некоторые другие соседние кости усажены плотно приросшими к ним заостренными коническими зубами, у более древних представителей — гладкими снаружи и полыми внутри, у более сложноорганизованных — часто бороздчатыми снаружи, а внутри с причудливыми складками дентины, от которых одно из семейств С. получило даже название лабиринтодонтовых (лабиринтозубых). Характерною особенностью С., отличающею их от современных амфибий, является твердый панцирь, состоявший из отдельных щитков и чешуек и покрывавший брюшную и отчасти боковую часть тела этих животных, тогда как спина их оставалась голой. Развитие С. совершалось в общем как у большинства земноводных: в личиночном состоянии они обладали наружными жабрами, которые с возрастом они теряли, подобно современным лягушкам и саламандрам. Большая часть С. обладала 4 короткими конечностями, но известны среди них формы змеевидные, лишенные ног. По месту и условиям нахождения ископаемых остатков пришли к заключению, что молодые С. в личиночной стадии населяли пресные воды, тогда как взрослые животные проводили большую часть жизни на суше; остатки их, напр., чрезвычайно часто встречаются внутри окаменелых стволов стигмарий, сигиллярий и др. деревьев. С. пользовались широким распространением в конце палеозойской и начале мезозойской эры. Остатки их скелетов находят в изобилии в пресноводных и материковых отложениях каменноугольной, пермской и триасовой системы некоторых местностей Чехии, Саксонии, Шотландии и Сев. Америки. Отдельные кости С. уже давно были обнаружены и в пермских отложениях Северо-Восточной России, а в последнее время проф. Амалицким по р. Сев. Двине у с. Котласа раскопками добыты и более или менее полные скелеты представителей С. вместе с скелетами современных им пресмыкающихся. По степени окостенения позвонков и строению зубов — С. разделяют на несколько подотрядов и семейств, заключающих много родов и видов. Одним из наиболее распространенных представителей является бранхиозавр, маленькое, похожее на тритона земноводное (15—120 мм длины) с чешуйчатым брюхом и коротким хвостом, остатки крошечных скелетов которого в особенном изобилии встречаются в сером тонкослоистом известняке пермского возраста Нидерхесслиха в Саксонии, а также в некоторых местностях Чехии и Тюрингии. Креднер, исследовавший организацию бранхиозавра, имел в своем распоряжении более 1000 скелетов этого животного самого различного возраста, в том числе много личиночных форм с наружными жабрами. К одному семейству с бранхиозавром относится близкий к нему по величине, но отличающийся отсутствием настоящего брюшного панциря мелонерпетон, остатки которого найдены в Чехии, Саксонии, Моравии и у нас на Сев. Двине. Более значительную степень окостенения позвонков находим у небольшого, похожего на ящерицу, длиннохвостого лептерпетона, найденного в каменноугольных слоях Ирландии, и саламандроподобного кератерпетона
, остатки которого встречены в слоях того же возраста Ирландии, Чехии и Сев. Америки. Из других С. упомянем змеевидную, лишенную конечностей долихосому из каменноугольных отложений Ирландии и Чехии, гигантских эриопса и крикотуса из пермских слоев Сев. Америки, достигавших 3 м в длину, неуклюжего громадного антракозавра из Англии и, наконец, архегозавра, находки которого весьма обыкновенны в нижнепермских слоях Саарбрюкенского бассейна. По Мейеру, изучившему организацию этого животного на 270 его скелетах, архегозавр достигал 1,5 м длины, напоминал по виду небольшого крокодила, отличался в юном возрасте притупленным, в зрелом — длинным вытянутым рылом, усаженным многочисленными коническими, снаружи бороздчатыми зубами и был покрыт с брюшной стороны твердым панцирем, состоявшим из длинных, узких, на конце заостренных чешуек, налегавших рядами одна на другую. Высшими по организации и позднейшими по времени появления из С. являются триасовые лабиринтодонты, о которых см. соотв. статью.
Б. П.

Continue Reading

Бандит это:

(итальянск. bandito) — наемный убийца, в особенности такой, который сделал себе ремесло из убийства указанных ему лиц за определенную плату. Мысль об организации, которая принимала бы подобного рода преступные поручения и выполняла их как ремесло, впервые занесена в романскую Европу крестоносцами, под влиянием соприкосновения на Востоке с ассасинами (см. это сл.). Благоприятную почву для своего развития бандитство нашло преимущественно в Италии и прочно там укоренилось. В более значительных центрах, в Риме, Неаполе, Венеции существовали целые общества бандитов, носившие кличку bravi (т. е. «храбрые»), и ручавшиеся за успешное выполнение «заказов» своей деловой репутацией. Усовершенствование полиции хотя и неблагоприятно отразилось на этих братствах, но пример Каморры (см. это сл.) и уличных убийств в Неаполе и Сицилии, а также легкость, с которой почти во всей Италии находятся наемные убийцы (напр., убийства герцога Пармского, Росси, по найму партии непримиримых) показывает, что элементы бандитства в Италии глубоко укоренились и не исчезли до сих пор.

Continue Reading

Местожительство это:

юридическое понятие, устанавливаемое в видах правильного отправления правосудия (М. определяется подсудность, см.), совершения некоторых юридических актов (брака, установления опеки, исполнения обязательств и т. д.), исполнения целого ряда общественных обязанностей и пользования связанными с ними правами. Предполагается, что каждый человек имеет где-либо главное средоточие своих интересов и своего существования и что именно в этом месте его можно с наибольшей вероятностью отыскать в случае встретившейся надобности. Такое место наз. юридическим М. лица (domicilium, Wohnsitz). Старое полицейское государство предполагало для каждого лица обязательное M. (d. necessarium), в месте его приписки к тому или иному сословию, классу или занятию; отлучка из М. дозволялась только с дозволения начальства, по паспорту, в котором прописывалось место отлучки. С развитием свободы передвижения на Западе потеряло свое значение и предположение необходимого М. По современному западному праву М. определяется добровольно (d. voluntarium) и констатируется по ряду фактических признаков, дающих возможность заключить, что данное лицо имеет с определенным местом пребывания более постоянную связь, чем с другими. Французское право предполагает, однако, что каждый человек должен непременно иметь М., и только одно, в юридическом смысле. Некоторые немецкие законодательства признают, что лица известных категорий имеют до сих пор обязательное М., а именно чиновники — в месте их службы, военные — в месте расположения их частей и т. п. Новое общегерманское уложение отрицает обязательность одного М. и допускает возможность нескольких, признает существование людей без М. (странствующий актер и т. п.) и распространяет понятие о добровольном М. и на чиновников. Обязательное М. по современному германскому праву имеют лишь военные — в местах их полков или гарнизонов, жены — в М. их мужей, дети — отцов, опекаемые — опекунов, юридические лица — в месте нахождения их управлений или фирм. В русском праве до сих пор сохраняется два рода определений местожительства. С одной стороны, имеют силу постановления законов о состояниях, гражданских и др. об обязательном М. лиц разных сословий и ограничениях свободы их передвижения (см.). «Постоянным М. считается то место: 1) где кто обязан службой или состоит в ведомстве оной; 2) где находится недвижимое его имущество, в коем он имеет постоянное пребывание, и 3) где кто, быв записан в книгах дворянских, городских или ревизских, имеет водворение» (ст. 2 уст. о пасп.). Паспорт по-прежнему служит гарантией сохранения этих определений, допускающих целый ряд исключений (см. Сборник гражд. зак., изд. гг. Гожевым и Цветковым, ст. 230 — 330, 11602 — 3). С другой стороны, действует постановление ст. 204 Уст. гражд. суд.: «Постоянное местожительство полагается там, где кто по своим занятиям, промыслам или по своему имуществу, либо по службе военной или гражданской, имеет оседлость или домашнее обзаведение». Определение этого фактического местожительства делается судом независимо от вышеприведенных полицейских постановлений (касс. реш. 82/29, 78/41 и др.). Ст. 205 допускает существование и нескольких М. для одного лица, а ст. 206 — возможность существования лиц совсем без М. Для области гражданского судопроизводства у нас имеет, таким образом, полную силу начало добровольного М. Необходимое М. русский гражданский суд знает только для жен, детей, опекаемых и юридических лиц. Сношения частных лиц с судом определяются у нас по несравненно более удобным началам добровольного М., сношения административных мест с частными лицами — по старым правилам.
Ср. Regelsberger, «Pandecten», § 74; Анненков, «Система гражд. права» (I, 120 сл.). См. также Отсутствие безвестное.
В. Н.

Continue Reading