Комиции это:

(Comitia) — y римлян народные собрания, в которые народ созывался магистратом по определенным политическим делениям и в полном своем составе, для того, чтобы выслушать известное предложение и высказать свое суждение о нем. От К. отличались contiones, которые мог созвать всякий магистрат, без обязательных для первых формальностей; в последних народ не делился на определенные политические отделы и голосования не происходило. Было три вида К.:
1) Comitia curiata, куриатные К. Их возникновение и главная деятельность относится к царскому периоду. Они созывались по куриям (см.), первоначально царем или interrex’ом, а потом консулом, претором или диктатором. По мнению большинства исследователей, они были исключительно патрицианские. Местом собрания служил форум и часть его, носившая название comitium, в исключительных случаях, например во время нашествия галлов, собирались на Капитолии. В день собрания приносились жертвы и совершались моления, после чего председательствующий вносил предложение и приглашал к подаче голосов. По числу курий, и число голосов равнялось 30-ти. Ответ состоял из простого да или нет; обсуждения не было. В куриатных К. происходили выборы царя и высших магистратов, причем народ, т. е. патриции, принимал или отвергал предложенного кандидата, но сам не мог выставить своего; в них же давалось царю и высшее полномочие, imperium, через lex curiata de imperio. Им принадлежали также права окончательного приговора в уголовных процессах, заключения мира и объявления войны и — черты чисто патрицианского характера — аррогация и кооптация. С развитием центуриатного устройства, некоторые из этих прав были ими утрачены; за ними удержалось во все время их существования право подтверждать выбор высших магистратов (консулов, преторов и впоследствии проконсулов и пропреторов), скоро, впрочем, превратившееся в пустую формальность, так как при республике церемония подтверждения ограничивалась представительством 30 ликторов (lictores curiatii) с 3 авгурами. Древнейшему времени были свойственны и собрания для некоторых дел сакрального характера, comitia calata, не требовавшие голосования и не составлявшие, собственно говоря, особого вида К. Они происходили при посвящении (inauguratio) царя, а после изгнания царей — так называемых rex sacrificulus и фламинов; при торжественном отречении, от прежних святынь, для усыновления и перехода в другой род (так называемое detestatio sacrorum); при утверждении завещаний и ежемесячно для объявления календаря.
2) Comitia centuriata, центуриатные К., возникли единовременно с делением народа на центурии и классы (см.). Право созывать их было только у магистратов, имевших imperium, следовательно, у консулов, преторов и временно замещавших их диктаторов, децемвиров; с их дозволения и низшие магистраты могли созывать народ centuriatim. О собрании объявляли за 3 базарных дня или за 30 дней ранее, а собираться могли только в определенные dies comitiales. Чаще всего собирались на Марсовом поле, никогда в черте города. Во время К. на Яникуле выкидывалось красное знамя. Прежде всего, созывавший магистрат совершал на месте комиции ауспиции (см.). Если они были благоприятны, то следовало официальное созывание собрания, и центурии приглашались к голосованию. Подавали голос: 1) 18 центурий всадников, 2) 80 центурий пехотинцев первого класса, 3) 22 центурии второго класса, 4) 20 центурий третьего класса, 5) 22 центурии четвертого класса, 6) 30 центурий пятого и 7) centuria capite censorum. При согласии первых двух групп, большинство получалось уже после их голосования, и решение вопросов в центуриатных К. переходило, таким образом, в руки незначительного числа зажиточных граждан. В середине III в. до Р. Х. центуриатные К. подверглись реформе в демократическом духе. Центурии были приведены в более близкую связь с трибами, т. е. обращены в известную часть трибы, которая с этих пор стала распадаться на 10 центурий, по 2 для каждого из пяти классов пехоты. Так как число триб, достигшее в момент реформы 35, потом уже не изменялось, то общее число центурий пехоты было 350, по 70 для каждого класса, а все число центурий, вместе с 18 всадническими и добавочными, возвысилось до 373 голосов. Теперь для абсолютного большинства требовалось 187 голосов; чтобы оно получилось, надо было продолжать голосование, по меньшей мере, до третьего класса пехоты, так как всадники, вместе с двумя первыми классами, давали всего 158 голосов. Когда оканчивалось голосование, председатель торжественно объявлял результат его, народ распускался и красное знамя снималось. Собраниям этим, в которых участвовали и патриции, и плебеи, принадлежали: 1) право выбора консулов, преторов, цензоров, ограниченное упомянутым выше lex curiata de imperio и фактическим влиянием сената и знати, а также широкими правами председателя, часто отказывавшегося объявить результаты голосования и тем уничтожавшего выборы; 2) высшая судебная власть в уголовных процессах (perduellio и parricidium), ограниченная тем, что народ являлся только высшей апелляционной инстанцией, разбирая жалобы в особом провокационном процессе; 3) законодательная власть при изменениях государственного устройства, при утверждении власти за цензорами и при решении о наступательной войне. Законодательная деятельность центуриатных К. скоро обратилась в пустую формальность, так как центр тяжести законодательства лежал не в них, а в трибутных К. и concilia plebis. Центуриатные К. потеряли большую часть прежнего значения уже после Гракхов; при императорах выборы в К. постепенно исчезают, а к концу IV в. император назначал магистратов и издавал законы без сената и народных собраний.
3) Comitia tributa и concilia plebis. — В трибутных К. голосование происходило по трибам. Comitia tributa — собрание всего народа, в отличие от concilia plebis, где были только одни плебеи. Эти К. развились из concilia plebis и имеют с ними много общего, почему у древних авторов нередко смешиваются. Плебеи получили право собираться, для обсуждения касавшихся их вопросов, после первого удаления на Священную гору, когда новым трибунам было предоставлено право созывать плебс и предлагать ему вопросы. До 449 г., до leges Valeriae Horatiae, были только отдельные плебейские собрания (concilia plebis), a после издания названных законов стали существовать рядом с ними и comitia tributa — собрания всего народа, разделенного по трибам, руководимые консулом или претором и созываемые для выборов, постановления решений о законах и приговоров в уголовных процессах. Трибуны могли созывать concilia plebis, когда хотели, и обыкновенно в базарный день; после 287 г. (lex Hortensia), когда плебисциты были сравнены с общеобязательными законами, concilia plebis стали производиться, подобно К. центуриатным, в dies comitiales, в которые всегда созывались консулами и преторами и comitia tributa. Обыкновенным местом собраний был форум, а законодательных — Капитолий и Марсово поле. С конца II в. до Р. Х., когда открытая подача голосов была, в видах свободы вотирующих, заменена закрытой, подача голосов по центуриям и трибам происходила следующим образом. На площади — месте собрания — протягивались канаты или делались изгороди таким способом, что к стороне противоположной входу в образуемое ими пространство эти канаты или изгороди сходились и примыкали к узкому помосту, по которому граждане могли выходить лишь по одному. Члены центурии или трибы, впущенные в огороженное пространство и проверенные своим старшиной, выходили из него по одному через узкий помост (pons); огороженное пространство называлось «saepta», т. е. «огороженное», или «ovile», «овчарня». В начале моста проходившие получали дощечки (tesserae или tabellae), a в конце его находилась плетеная корзина (cista), куда дощечки опускались на глазах у специальных контролеров (custodes). Когда дело шло об избрании должностных лиц, на дощечках писались инициалы кандидатов; в судебных же или законодательных случаях баллотирующий получал две дощечки; в первом случае одну с надписью U (absolvo — оправдываю), другую — C (condemno — обвиняю), во втором — одну с надписью U. R. (uti rogas — как просишь), другую с надписью A (antiquo — стою за старое). Трибутным К. принадлежали права: 1) избирательные, под председательством патрицианского магистрата, и притом для избрания magistratus minores (курульных эдилов, квесторов и др.) и magistratus extraordinarii; 2) судебные, в процессах с денежным наказанием, под председательством курульных эдилов; 3) законодательные, для законов, вносимых первоначально только патрицианскими магистратами (консулами, преторами). Concilia plebis позднейшего времени были компетентны: 1) для выборов чисто-плебейских магистратов, т. е. трибунов и народных эдилов; 2) для судебных решений в процессах с денежным наказанием, под председательством трибунов в более важных, а именно в политических процессах, и народных эдилов — в менее важных; 3) для таких законов, которые вносились трибунами и, в противоположность законам, вносимым патрицианскими магистратами в центуриатных и трибутных К. — leges, назывались plebiscita. По lex Hortensia (287 г.) эти plebiscita были, как сказано выше, сравнены с общеобязательными законами.
Из прав, принадлежавших трибутным К., первыми пали права судебные, как и в центуриатных К., еще до императорского времени, будучи ограничены введением quaestiones perpetuae; Август перенес их вполне на суд присяжных. Дольше держались избирательные К., хотя со времени Тиберия, перенесшего выборы в сенат, деятельность их ограничивалась только формальным утверждением сенатских выборов. Долее всего мнимый суверенитет народа держался в законодательных К. Уже в последние времена республики явился обычай уполномочивать магистратов особым народным постановлением к таким распоряжениям, которые прежде делал сам народ. Во времена Августа обычай этот принял большие размеры, и дело кончается тем, что различные власти, с включением и законодательной компетенции, давались императору, при его восшествии на престол, особым законом (lex regia de imperio) раз и навсегда. Перемена произошла и в теории, когда, с усилением монархической власти, императоры стали получать власть не от К., но по senatus consultum, что, впрочем, было лишь пустой формальностью.
Ср. Виллемс, «Римское государственное право» (Киев, 1888); Бубнов, «Римское вече накануне падения республики» (Киев, 1892); Целлер, «Римские государственные и правовые древности» (М., 1893).
А. К. В.




Continue Reading

Водоворот это:

(rus de marée) — круговращательное движение воды на поверхности моря, происходящее от столкновения встречных течений; по большей части В. замечаются в архипелагах с очень извилистыми проливами и в особенности, если в такой местности существуют приливы и отливы. В. между Курильскими островами называются суллоими, но они пока не исследованы. Самый известный В. находится при входе с севера в Мессинский пролив и называется В. Сциллы и Харибды. По рассказу Гомера, суда Одиссея не могли пройти этим В. и, избегая Сциллы, попали в Харибду. В настоящее время, однако ж, суда беспрепятственно проходят Мессинским проливом, несмотря на то, что В. все еще существует. Вращательное движение воды в Мессинском проливе происходит на протяжении 100 фут. и сильнее в Сцилле, чем в Харибде. Уже древний историк Фукидид объяснял явление В. в Мессинском проливе взаимным действием встречающихся волн Сицилийского и Тарентского морей. Новейшие исследования показывают, что Фукидид был отчасти прав и что по Мессинскому проливу проходит местное приливное и отливное течение, известное у итальянцев под именем Рема и направляющееся то с севера (восходящее), то с юга (нисходящее). Идя с севера на юг, оно встречается с другим местным течением, идущим с юга по берегам Калабрии и Сицилии. В Мессинском проливе во время и после полнолуния бывает от 11 до 14 приливов и отливов в день, и особенно при южном ветре. Кроме Мессинского В., другой, известный еще в древности, есть Халкедивский, или Халкидский, находящийся в проливе Эврипа (Эгрибос), отделяющий Эвбею (Негропонт, или Халкида) от Греции. Его описывали Помпоний Мелла, баварский ученый Предль и многие другие. Через этот пролив идет течение с юга на север, со скоростью около 1,2 географической мили в час; затем следует короткий период покоя, после чего поток движется с тою же скоростью с севера на юг. Эта перемена направления повторяется до 14 раз в сутки. Вообще это явление замечательно более по его аномалии, чем по силе потока или кружащемуся движению воды. Самый замечательный по обширности размеров есть Москестрём, или Мальстрём, находящийся в Лофоденском архипелаге, около скалы Моск-э; в этом месте между архипелагом и берегом Норвегии проходит неглубокий, но широкий пролив Вест-Фиорд, с севера загроможденный островами. В этом проливе течение идет то к северу, то к югу и всегда противно приливной волне, т. е. при приливе, идущем с юга в пролив, течение идет от севера к югу, а при отливе, идущем с севера, течение идет с юга на север. Происходит это следующим образом: приливная волна, вступая с юга в пролив и не находя свободного прохода в северной его части, обращается назад к югу, но отклоняется приливом, идущим навстречу, на SW и затем по мере усиления прилива на W, NW и, наконец, на N, куда течение, значительно усилившееся, уже находит себе проход; во время отлива течение, идущее на N, отклоняется постепенно на NW, W, SW u S, и таким образом происходит круговращение воды. В период новолуния, полнолуния, равноденствий и во время сильной бури море бушует в этом месте, и тогда суда должны держаться от В. в расстоянии 2 или 3 м. Кроме Мальстрёма по норвежскому берегу имеется несколько В., но меньшей величины и силы, а также и у берегов Шотландии, у Гебридских островов, у Ферерских и т. п. имеются более или менее значительные В. Образуются В. также океанскими течениями, напр., Гольфстрём образует Саргасское море, а Кура-Сива — В. феёры (см. Течения).
П. Г.

Continue Reading

ВОДЯНОЙ это:

ВОДЯНОЙ

водяной дедушка, водяной шут, водяник, водовик (чеш. vodnik, сербо-лужиц. wodny muž, wodnykus, словен. povodij. vodni mož и др.), в славянской мифологии злой дух, воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала. Чаще всего выступает в облике мужчины с отдельными чертами животного (лапы вместо рук, рога на голове) или безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелёными усами. Женские духи воды — водяницы (чеш. vodni panna, сербо-лужиц. wodna žona, словен. povodnja devica и др.) увязываются, как и русалки, с представлениями о вредоносных покойниках — «заложных покойниках», становящихся упырями и злыми духами; на них женятся В. Водяные соотносятся с чёрным цветом: им приносили в жертву чёрного козла, чёрного петуха, существовал обычай держать на водяных мельницах чёрных животных, любезных В. По поверьям, у В. были коровы чёрного цвета, он обитал в чёрной воде — в сказках, в частности сербо-лужицких, урочище Черна Вода служит местом встречи с В. С левой полы В. постоянно капает вода (это можно сравнить с особым значением левой стороны у лешего). В. утаскивали людей к себе на дно, пугали и топили купающихся. Эти поверья о В. сопоставимы с легендой о морском (водяном, поддонном) царе, отразившейся в русских былинах о Садко. В волшебных сказках В. схватывает свою жертву, когда она пьёт из ручья или колодца, требует у схваченного царя или купца сына в залог и т. п. В славянских поверьях о В. и морском царе можно видеть отражение на более низком уровне мифологической системы представлений, некогда относившихся к особому богу моря и вод (ср. Аутримпс в прусской мифологии, Нептуна в римской и т. п.). Типологически сходные поверья о В. известны многим народам.

Лит.: Иванов П. В., Народные рассказы о домовых, леших, водяных и русалках, «Сборник Харьковского нсторико-филологического общества», 1893, т. б, в. 1; Померанцева Э. В., Мифологические персонажи в русском фольклоре, М., 1975.

В. В. Иванов, В. Н. Топоров.

(Источник: «Мифы народов мира».)

ВОДЯНОЙ

(водяник, водовик, болотяник) — водяной, злобный дух, а потому всеми и повсюду причисляется к настоящим чертям. Народ представляет водяного голым стариком, с большим одутловатым брюхом и опухшим лицом, что вполне соответствует его стихийному характеру. Вместе с этим, как все облачные духи, он — горький пьяница. Водовики почти всегда женаты и имеют по многу детей; женятся они на водяных девах, утопленницах и тех несчастных девушках, которые были прокляты родителями и вследствие этого проклятия уведены нечистою силою в подводные селения. Недоброжелательство водяного к людям выражается в том, что он неустанно сторожит за каждым человеком, являющимся, по разным надобностям, в его сырых и мокрых владениях. Он уносит на безвозвратное жилье всех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озерах после солнечного заката, или в самый полдень, или в самую полночь. Под водой он обращает свою добычу в кабальных рабочих, заставляет их переливать воду, таскать и перемывать песок и т.д. Никогда не умирая, водяные, тем не менее, на переменах луны изменяются: на молодике они и сами молоды, на ущербе превращаются в стариков. На юге представляются с человеческим туловищем, но с рыбьим хвостом вместо ног; водяные северных холодных лесов — чумазые и рогатые. Водяной находится в непримиримо враждебных отношениях с дедушкой домовым, с которым, при случайных встречах, неукоснительно вступает в драку. В том случае, когда водяной живет в болотах его называют также Болотняник.
(Источник: «Славянская мифология. Словарь-справочник.»)
Водяной.

Водяной.

Водяной.
Лубок.
XIX в.

Continue Reading

Шанцевый инструмент это:

(от прежнего слова «шанец» — окоп, укрепление) — составляет часть снаряжения войск и предназначен для работ по укреплению полевых позиций. Носимый шанцевый инструмент носится людьми и потому всегда находится при каждой войсковой части; возимый — возится в обозе войск и инженерных парков и, следовательно, может на некоторое время и не быть при войсках. Штатное количество инструментов, носимых и возимых в различных войсковых частях, показано в следующей таблице:
—————————————————————————————————————————————————————————————-
|                                                   | В каждой роте                                                  |                 |              | В корпусном  |
|                                                   |————————————————————————-| В               | В           | отделении     |
|                                                   | Пехотной                     | Саперной                     | эскадроне | батарее | полевого        |
|                                                   |————————————————————————-|                  |              | инженерного  |
|                                                   | Носимых   | Возимых   | Носимых  | Возимых    |                 |              | парка            |
|—————————————————————————————————————————————————————————————|
| Больших лопат                           | —               | 16             | 100          | 40              | 2               | 32          | 1200              |
| Малых лопат                              | 80             | —               | —               | —                | 20             | —            | 1500              |
| Больших топоров                       | —               | 8               | 70            | 40              | 2               | 24          | 222                |
| Малых топоров                          | 20             | —               | —               | —                | 20             | —            | 360                |
| Кирок                                         | —               | 3               | 10            | 5                | —               | 4           | 72                 |
| Мотыг                                        | —               | 3               | 20            | 5                | —               | 4           | 72                 |
| Кирок с мотыгой                         | —               | —               | —               | 8                | —               | —            | 48                 |
| Ломов железных                        | —               | 1               | —               | 2                | —               | 2           | 14                 |
| Пил поперечных                         | —               | —               | 8              | 2                | —               | 4           | —                    |
| Долот плотничных                      | —               | —               | 8              | —                | —               | —            | —                    |
| Шнуров 10-саженных                 | —               | —               | 4              | —                | —               | —            | 4                   |
| Рулеток 5- и 10-саженных          | —               | —               | —               | 2                | —               | —            | 6                   |
| Мешков земленосных                 | —               | —               | —               | 100            | —               | —            | 350                |
| Проволоки железной                  | —               | —               | —               | 1 пуд         | —               | —            | 3 пуда           |
—————————————————————————————————————————————————————————————-
Особенности главнейших инструментов: большими лопатами можно работать до 3 часов подряд, бросая землю на 6 футов по вертикальному и на 12 футов по горизонтальному направлениям; работа идет гораздо скорее, чем малыми лопатами, которыми нельзя работать более 20-30 минут подряд и бросать землю выше 4 футов и дальше 6 футов. Большими топорами рубят всякий лесной материал, а малыми только хворост и корни. Кирками дробят твердые грунты (хрящ), а мотыгами разрыхляют вязкие (глина) и проросшие. Ломами выворачивают большие камни. Кроме шанцевого, в обозе инженерных войск перевозится инструмент мастерской, а в обозах инженерных войск и кавалерии — еще принадлежности для подрывных работ.
С. А. Ц.




Continue Reading

Инквизитор это:

(лат. Inquisitor — исследователь, сыщик) — термин этот для означения должностного лица впервые был употреблен Феодосием I Великим, предписавшим префектам в 382 г. назначить И., т. е. сыщиков, которые разыскивали бы скрывавшихся манихеев и обвиняли бы их перед судом. Впоследствии И. стали называться судьи инквизиции (см.). Государственными И. (Inquisitori di stato) назывались в Республике Венеции члены Совета десяти (отсюда другое их название — dieci), который с 1310 г. имел значение высшего в республике судилища (см. Дож). В России должность И. существовала 6 лет в первое время по учреждении Св. Синода. Духовным регламентом, предписавшим епископам иметь надзор за подчиненными им духовными лицами, было постановлено, чтобы «епископ имел на сие духовных фискалов». Вследствие этого Св. Синод 1 марта 1721 г. учредил должность духовных И., которые, в совершенное соответствие светским фискалам (см.), должны были, наподобие сети, распространиться по всей России. Первоначально вся Россия была разделена на две «диспозиции», из которых одна была подведома протоинквизитору в СПб., другая — протоинквизитору в Москве; но уже в 1722 г. первая должность была уничтожена и во главе всего инквизиторского института поставлен протоинквизитор в Москве. Протоинквизитору были подчинены провинциал-инквизиторы, имевшие пребывание в архиерейских городах, а этим последним — И., находившиеся в остальных городах и монастырях. При протоинквизиторе состоял Приказ инквизиторских дел из 5 И. (2 из монахов, 3 из белого духовенства), с канцелярией. При Св. Синоде образована была Контора инквизиторских дел, которая собственной властью решала дела «не зело важные», а важные предлагала со своим заключением на обсуждение Синода. Протоинквизитор избирал, а Св. Синод утверждал провинциал-инквизиторов, а последние избирали И.: для монастырей — из лиц монашествующих, для приходских церквей в городах и уездах — из лиц белого духовенства, и представляли их на утверждение епархиальных архиереев. Согласно инструкции протоинквизитору, на И. возложен был надзор за деятельностью церковно-административных властей епархии: не поставляют ли архиереи в духовные чины и должности по мзде; не имеют ли духовные чины какого-либо возбраненного для них «купечества» и не пользуются ли незаконно какими-либо угодьями и промыслами «ради скверных прибытков»; не дают ли послабления и потачки раскольникам; не обижают ли монастырские начальства принадлежащих монастырям крестьян; правильно ли производится в духовном ведомстве суд и т. п. Дел гражданского ведомства И. не должны были касаться, за исключением того случая, когда они заметят что-либо подозрительное «в приходных и расходных книгах, или в каких вещах и письмах и во прочем». По всем подлежавшим их наблюдению делам И. обязывались только проведывать и доносить (провинциал-инквизиторам, те — протоинквизитору, а последний — Синоду) и на суде обличать, но собственной властью они никого не могли привлекать к ответственности или употреблять какие-либо меры принуждения. Раньше, чем писать свой донос, И. обязаны были сделать представление непосредственному начальству виновного или же архиерею, если неправильные поступки замечались со стороны последнего; единственное исключение из этого правила установлено было на тот случай, если епархиальный архиерей замечен в «каком-либо презрении и преступлении» к Св. Синоду. Поощрением для И. служило «указное по правдивым доношениям из штрафов награждение», которое, как и светскому фискалу, определялось в размере половины штрафных денег. Институт И. навлек на себя всеобщее нерасположение. Постановлением синода от 25 янв. 1727 г. он был упразднен и с тех пор не восстанавливался, хотя попытки к этому и были сделаны обер-прокурорами кн. Шаховским в 1747 г. и Львовым в 1754 г. Контора инквизиторских дел была уничтожена еще раньше, в 1724 г. Ср. Т. Барсов, «О светских фискалах и духовных И.» («Ж. M. H. Пр.», 1878 г., № 2).

Continue Reading

Накладное серебро и золото это:

(Plaqué, Plattierte Waaren, Plated articles) — название изделий из меди, покрытой сплошным слоем драгоценного металла, более толстым, чем при серебрении и золочении, изобретенных в 1742 г. в Англии Т. Болсовером (Th. Bolsover). Медную плитку, примерно в 4 стм толщины, 30 стм длины и 7 стм ширины, тщательно очищали и полировали, покрывали листиком серебра такого же размера, но всего от 8 до 5 мм толщины, намазывали по краям бурой, прикрывали толстой, гладкой железной пластинкой и накаливали докрасна, до того, что по краям бура плавилась, а серебро, начиная плавится, прочно приставало к меди. В таком состоянии нагрева плитку пропускали через вальцы и потом доводили до желаемой толщины, иногда всего до 0,02 мм, так называемая «паталь» или «шумиха». Подобным же способом приготовляют и мишурную проволоку. Листки Н. серебра и золота обрабатывают потом как настоящие металлы. Гальваническое серебрение и белые сплавы никеля окончательно вытеснили из употребления вещи из Н. серебра: оно идет только на рефлекторы для экипажных фонарей, где серебрение скоро стирается от энергичной чистки; Н. золото еще употребляется для корпусов карманных часов. Особый вид Н. серебра представляют украшения для сбруи: их изготовляют из латуни, лудят оловом, затем, намазав салом, покрывают тонкой серебряной фольгой около 0,01 мм, тщательно притирая полировальником. Потом нагревают до плавления олова, которое прочно припаивает серебро, благодаря присутствию сала. У нас этой работой занимаются многие кустари.
В. Л.

Continue Reading

Охра это:

(минерал.) — см. Бурый железняк и Железный блеск.

Охра (техн.). — Под именем О. или вохры известна естественная минеральная краска, довольно распространенная в природе и имеющая обширное применение в малярном деле. В природе встречается два сорта О.: желтая, по составу представляющая смесь гидрата окиси железа с глиной, и красная О., смесь безводной окиси железа с глиной. Обыкновенно красная О. готовится из желтой обжиганием ее. О. встречается во многих местах, но большие залежи ее очень редки и она большей частью встречается отдельными гнёздами. Состав естественной О. весьма изменчив и доброкачественность ее находится в прямой зависимости от количества гидрата окиси железа, а также от количества и состава находящихся в ней примесей. Попадаются сорта желтой О., которые настолько чисты, что без всякой обработки могут идти в дело и есть сорта, которые требуют тщательной сортировки, измельчения, отмучивания, а иногда и прокаливания. Xopoшие сорта естественной О. очень легко истираются между пальцами, оставляя то же впечатление, что и тальк. Обыкновенная и наиболее частая примесь — глина при не очень большом содержании не может считаться вредной примесью. Песок, мелкий кварц или кристаллическая кремнекислота представляет вредную примесь, как в значительной степени понижающую кроющую способность О. Нередко, как примесь, в О. находится и мел. Эти две примеси до известной степени могут быть удалены отмучиванием. Если, однако, из желтой О. прокаливанием готовится красная, то находящиеся в ней мел представляет уже существенное неудобство, так как по прокаливании в краске остается едкая известь, во многих случаях ограничивающая употребление такой О. в смеси с другими красками. Содержание гигроскопической воды в средних сортах О. не превышает 7—8 %, глины 20—50 %, мела 2—3 %, песка до 45 %. Содержание главной составной части, водной окиси железа, изменяется тоже в довольно широких пределах, от 5 до 40 %. Лучшие сорта естественной О. находятся в Италии. Всеобщей известностью пользуются «римская охра», «терра-ди-сьенна» и «умбра». Очень xopoшиe сорта О. находятся во многих местах России, между прочим в Кривом Роге, во Франции около Нанта и Бордо, в Германии около Амберга и Касселя («касельская земля»). Так как очень хорошие сорта О. встречаются сравнительно редко, то на заводах приходится перерабатывать и средние сорта. Качественная проба руды состоит в том, что определенную навеску О. растворяют в соляной кислоте, раствор процеживают через взвешенный фильтр, несколько раз промывают водой оставшийся нерастворимый остаток и затем собирают его на фильтр, высушивают и взвешивают. Этот остаток состоит из глины и песка; чем меньше его, тем О. лучше. Если в О. содержался мел или углемагнезиальная соль, то при обливании соляной кислотой замечается шипение, выделение углекислоты. Обработка руды состоит в высушивании на воздухе, измельчении ее под бегунами и, если руда содержит много песка или мелких камешков, то в отмучивании. Иногда усиливают красящую способность О., для чего ее прокаливают. Необходимо, однако, заметить, что при этом изменяется оттенок цвета. Прокаливание, если желают получить однородный продукт, всегда ведут до одной и той же температуры и в продолжение одного и того же времени, что заранее выясняют рядом предварительных опытов над малыми пробами. Чем выше подымают температуру, тем большее количество конституционной воды удаляется из руды и тем более темный оттенок приобретает краска. При красном калении удаляется последняя конституционная вода; окись железа при этом совершенно обезвоживается и получается красная О. Если красное каление поддерживается в течение продолжительного времени, то окись железа претерпевает молекулярное превращение и красный цвет краски переходит в фиолетовый. Для прокаливания измельченная руда помещается на железный лист, непосредственно обогреваемый топочными газами. Если прокаливание ведут при очень высокой температуре, напр. при красном калении, то употребляют глиняные реторты. Нередко О. готовится также и искусственно из железного купороса. Последний растворяется в двойном или тройном количестве воды и этот раствор приливается, при постоянном помешивании и понемногу, к заранее приготовленному и протертому через сито известковому молоку. При этом в осадке получается закись железа и гипс. Чем больше по отношению к извести взято было купороса, тем темнее получается О. Осадку дают отстояться, сливают с него воду, собирают и высушивают на полках до тех пор,
пока вся масса не будет окрашена в совершенно однообразный цвет, после чего продукт готов. Для получения О. с большей кроющей способностью, раствор железного купороса предварительно окисляется азотной кислотой в соль окиси и к такому раствору прибавляют только строго необходимое количество извести (на 100 ч. купороса 36 ч. негашеной извести), тщательно избегая употребления избытка ее. К полученному осадку, состоящему из окиси железа и гипса, прибавляют заранее определенное количество разведенной глины и затем дальнейшую обработку ведут как и в первом случае. Этот сорт искусственной О. можно прокаливать и таким путем получать О. самых разнообразных оттенков и с высокой кроющей способностью. Так как при прокаливании гипс обезвоживается, то для того, чтобы он вновь поглотил воду, прокаленную, еще горячую О. вбрасывают в холодную воду. О. получается и как побочный продукт при приготовлении железного купороса из колчеданов, а также при приготовлении квасцов. Цена различных сортов О. колеблется в пределах 2—6 р. за пуд. О., как желтая, так и красная, употребляется как водяная, масляная и клеевая краска, а также и в ситцепечатании — для получения различных бланжевых оттенков, причем в этом случае она закрепляется на волокне альбумином. Для живописи по фарфору употребляется водная окись урана, представляющая порошок желтого цвета и встречающаяся в природе в виде урановой О. Она готовится также искусственно из урановой руды, добываемой в Богемии, саксонских Рудных горах и Корнваллисе.

А. П. Лидов. Δ.

Continue Reading

Бова Королевич это:

весьма распространенная в русском народе сказка о доблестном рыцаре Бове Гвидоновиче, который, бежав из дому от злой матери Милитрисы Кирбитьевны и отчима короля Додона, попадает к королю Зензивию Андроновичу и влюбляется в дочь его Дружевну. В честь ее он совершает чудеса храбрости, побеждает один целые рати претендентов на руку Дружевны — королей Маркобруна и Лукопера Салтановича. Благодаря козням одного завистливого царедворца Б. попадает в ряд опасных приключений, спасается благодаря лишь своей храбрости, мечу-кладенцу и богатырскому коню, на которого никто, кроме Б., не решается сесть. В своих подвигах Б. не только храбрый защитник Дружевны, но еще поборник христианства. Даже когда ему угрожает смерть, он не хочет отказаться от христианства и уверовать в «латинскую веру и Бога Ахмета». Судьба, однако, благоприятствует Б.; ему удается освободить Дружевну от Маркобруна и убежать вместе с ней. Он легко побеждает рати, высланные против него Маркобруном, с богатырем же Полканом (получеловек, полусобака), отряженным против него, заключает союз. Но и после женитьбы на Дружевне Б. предстоят испытания; он едет мстить королю Додону за убийство отца своего; в это время Дружевна принуждена скрываться в качестве швеи у дочери короля Салтана, Минчитрисы. Б., потеряв Дружевну, хочет жениться на Минчитрисе, которую он обратил в христианство. Но Дружевна оказывается в живых, Б. возвращается к ней и к своим двум сыновьям, Минчитриса же выходит замуж за сына Личарды, верного слуги Б. Сказка о Б. королевиче принадлежит к наименее исследованным повествовательным произведениям нашей народной литературы. Несмотря на чисто русские имена, она несомненно иностранного происхождения. Источник сказки — знаменитая поэма-хроника Reali di Francia, относящаяся к XIV в. Поэма делится на 6 книг, из которых 4-я посвящена Buovo de Antona, прототипу Б. королевича. Часть эта подвергалась бесчисленным переработкам, из которых наиболее замечательны северно-французская и итальянская стихотворная поэма о Buovo, появившаяся около 1480 г. в Болонье и имевшая до XVII в. около 25 изданий. Русская сказка примыкает к итальянской редакции, но трудно определить с точностью, заимствована ли она из поэмы Buovo d’Antona или из 4-ой книги Reali di Francia. Факты переданы так же, как в итальянском романе, имена отчасти переданы с русским произношением, отчасти изменены против итальянских. Так, Б. соответствует Buova, Гвидон — дюку Guido d’Antoni, дядька Б. Симбальда — Sinebaldo, Додон — Duodo di Maganza, Дружевна — Drusiniana; но, с другой стороны, Личарда, слуга Гвидона — в итальянском тексте безымянный посланник, жена Гвидона не Милитриса, a Brandoria и т. д.
Трудно определить, какими путями итальянский роман проник в Россию. А. Н. Пыпин в своем «Очерке литературной истории старинных повестей и сказок русских» стоит за непосредственный переход, ввиду того, что в содержании и внешности сказки нет следов посторонней обработки, заметной в других повестях и романах, попавших к нам с Запада. Существенное изменение заметно только в стиле — к русск. сказке привился тон и подробности русского сказочного эпоса. По русским спискам сказки о Б.-королевиче можно судить о долговременном обращении ее на Руси. Особенно полны списки XVII в., ближе примыкающие к духу итальянского оригинала (в «Памятниках древней письменности» 1873, вып. I, напечатан текст Б.-королевича, заимствованный из рукописного сборника Публ. Библ. конца XVII в.). В них сохранен первоначальный смысл романа — борьба христианства с мусульманством и ясно выражен в лице Б. рыцарский идеал: храбрость, преданность вере и своей даме. Характеры обрисованы с той же определенностью и некоторой неподвижностью: Б. — воплощение добродетели, Милитриса — коварства, Дружевна — любви и преданности. В позднейших списках и в лубочных изданиях первоначальная редакция искажена: религиозный характер совсем упущен из виду, действующие лица говорят вычурным и пошлым языком, не соответствующим их положению, в характерах сглажены резкие черты.
З. В.

Continue Reading